К какой форме поведения относится употребление алкоголя утром к девиантному

Детское непослушание, подростковая недисциплинированность — явления привычные и неудивительные. Наивысшие формы поведенческих нарушений выходят за рамки общепринятых моральных норм. В этом случае говорят о девиантном (отклоняющемся) поведении. При бездействии окружающих взрослых социальные нарушения переходят в криминальные формы либо в стойкие расстройства психики.

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, в 2021 г. в России осудили 14855 несовершеннолетних преступников.

При внимательном изучении их личностей у большинства из них выявлялись признаки аномального поведения.

Девиантное поведение подростков — что значит, как проявляется

Девиантное поведение в подростковом возрасте — проблема психологическая и медицинская. Вызывающие поступки могут быть симптомами других психических болезней. В этом случае их коррекцией занимаются психиатры.

Впервые о девиантном поведении заговорили в конце XIX века, когда возникла наука социология. Социальную патологию связывали с кризисами и революциями в обществе. О формировании девиантного поведения подростков рассуждали в случаях табакокурения, увлечения алкоголем, при наркомании и проституции.

Поведение алкоголика в период трезвости

Сегодня детские психологи и психиатры к примерам девиантного поведения относят:

  • жестокость по отношению к другим людям и животным;
  • воровство;
  • лживость;
  • побеги из дома;
  • частые вспышки крайнего раздражения;
  • чрезмерную конфликтность и драчливость.

При яркой выраженности любого из этих признаков поведение считают девиантным.

В медицине поведенческие расстройства помещены в Международный классификатор болезней под шифром F91. В нем каждая аномалия — это отдельное психическое заболевание.

Социологи считают отклонением поведение с угрозой физическому выживанию, невозможность самореализации в обществе. Психологи проблему видят в ущербе для общественного благополучия, нарушении этических и моральных норм.

Склонность к девиантному поведению подростков наиболее характерна для молодежи в возрасте от 14 до 18 лет.

Симптомы или как проявляется заболевание

Проявления девиантности чрезвычайно разнообразны и во многом совершенно не похожи. Всех их объединяет нарушение морали и нравственности.

Основные группы поведенческих аномалий — объекты для лечебного и воспитательного воздействия. Они хорошо знакомы специалистам клиники психического здоровья.

Зависимое поведение

Под действием психоактивных веществ или виртуальных раздражителей полностью изменяются духовные потребности. Типичны интернет-зависимости — навязчивый просмотр сайтов, злоупотребление мессенджерами и соцсетями, игромания.

В основе патологии лежит стремление получать удовольствие с минимальными усилиями. Подросток считает себя особенным и постоянно демонстрирует собственное превосходство и избранность.

Сравнительно новые виды зависимого поведения — шопингомания, стремление к бесконечным покупкам. При адреналиновой зависимости тяга к экстремальным занятиям связана с неумением реализовать себя.

Что происходит с ТВОИМ ТЕЛОМ, когда ты ВЫПИВАЕШЬ? — Научпок

Кощунство, пренебрежение святынями и извечными ценностями

Подростки подсознательно стремятся организовать скандал и сделать себе рекламу самым безнравственным способом. Они используют ненормативную лексику в публичных местах, издеваются над религиозными культами и национальными героями, демонстрируют половые извращения.

Альтернативные ценности

Дети и подростки объединяются в группы и субкультуры. Главным мотиватором выступает поиск развлечений, уход от скуки. Обычное явление для таких группировок — праздность, нежелание учиться и работать.

Разрушение отношений с родителями

Общение внутри семьи сопровождается грубостью, отсутствием заботы о ближнем. Избалованные дети бунтуют, уходят из дома, постоянно конфликтуют со старшими. Рядом с родителями они отказываются общаться, делиться переживаниями, сами же страдают в одиночестве.

Агрессивное поведение

Иногда принимает форму защиты: подросток долго копит обиды на непризнание в коллективе сверстников, а затем неожиданно совершает крайне жестокие противоправные поступки.

Другой вариант — выбор жертвы, объекта для издевательства — феномен буллинга в школе или интернете.

Наиболее сложное отклонение — поведение суицидальной личности. Подсознательно подросток стремится шокировать окружающих, восполнить недостаток внимания.

Корыстное поведение

Включает все способы получения материальных благ незаконным путем — кражи, ограбления, вымогательство. Молодых людей привлекают романтические образы “благородных” преступников из фильмов и песен. Правонарушения они совершают часто из скуки и “спортивного” интереса.

Гендерные и сексуальные отклонения

Проявления девиантного поведения подростков — гомосексуализм, половая распущенность, сексуальное насилие. Они связаны с потребностью в удовольствии. Полностью игнорируется высший смысл половых взаимоотношений — продление рода, утрачивается необходимость семьи.

Женщины становятся носителями мужских качеств — стремления к преодолению препятствий и рисков, жесткой конкуренции. Мужчины проявляют инфантилизм и пассивность.

Ложь

Чаще это корыстный обман, самовозвышение в соцсетях, умышленное искажение информации о себе. Подростки кажутся сверхумными, успешными, красивыми, но только виртуально. Нередко ситуация развивается в криминальную сторону и приводит к мошенничеству.

Зависть и нарциссизм

Почти всегда они существуют вместе с озлобленностью, даже ненавистью, ощущением собственной неполноценности.

Нарциссическое поведение — крайняя степень эгоизма, отказ от социальных обязательств. Человек стремится отвергнуть обязанности, но при этом пытается сохранить привилегии и права.

Решение проблем девиантного поведения подростков нужно поручить профессионалу, специалисту клиники психического здоровья, у которого есть необходимые опыт и знания. Замалчивание проблемы усугубляет последствия, создает большие сложности для проживания в обществе.

Причины появления болезни

Поиск причин девиантного поведения подростков привел к выделению огромного количества рисковых ситуаций.

Социальную адаптацию затрудняют биологические факторы. К ним относят:

  • отягощенную наследственность — аномалии зрения и слуха, задержку умственного развития, инфекционные поражения нервной системы;
  • особенности физиологии организма — речевые дефекты, внешнюю непривлекательность;
  • наличие хронических заболеваний внутренних органов и связанные с ними вынужденные ограничения.

Психологическими причинами девиантного поведения могут быть:

  • сильные переживания по поводу завышенных требований в учебе;
  • сформировавшийся комплекс неполноценности, который нужно чем-то компенсировать;
  • особенности личного темперамента и характера.

Социальные предпосылки включают:

  • материальные трудности в семье, отсутствие возможности зарабатывать много, поиск нелегального заработка;
  • стремление к признанию, демонстрация собственных возможностей, пусть даже в необычной форме;
  • преобладание потребительских настроений в обществе и низкая духовность;
  • безразличие окружающих, халатность родителей;
  • проживание в неполной семье с чрезмерной строгостью одного родителя;
  • ошибки школьного воспитания, конфликты с учителями;
  • асоциальные семьи — алкоголизм, наркомания одного из родителей.

В 9-13 лет взрослеющие дети эмоционально неуравновешенны, у них еще не сформировалась устойчивая самооценка. Типичны сочетания застенчивости и максимализма, романтическая страсть к риску и приключениям. Все действия совершаются с оглядкой на окружающих и воображаемую аудиторию.

Несоответствие ожиданий и реальных возможностей выделиться ведет к частым стрессам и психотравмам, источникам девиантного поведения.

С 14 лет молодых людей сильно беспокоят социальное расслоение в обществе, недоступность элитного образования. В этом возрасте собираются воедино все факторы девиантного поведения подростков, вызывающие поступки становятся реальностью.

Патогенез

Психология девиантного поведения подростков находится на пересечении психиатрии и клинической психологии. Психологи считают такие методы самовыражения крайней границей нормы, которая поддается коррекции. У врачей-психиатров девиантное поведение подпадает под критерии психического заболевания и требует медикаментозного лечения.

В развитии аномалии участвуют:

  • Природные индивидуальные особенности. Итальянец Ломброзо сформулировал теорию врожденной преступности. Он считал, что преступниками люди не становятся, а рождаются. Они совершают криминальные поступки, запрограммированные еще до рождения, даже описал внешние признаки таких “преступников”.
  • Органическая патология мозга. У 20% подростков с аномальным поведением присутствуют врожденные или приобретенные поражения нервной системы. Дефицит нормально развитой мозговой ткани порождает сложности в равноправном общении.
  • Длительное состояние психологического дискомфорта. После педагогических просчетов школьных учителей и родителей в сознании стойко закрепляются аномальные модели поведения. Неадекватный ответ на обычные жизненные ситуации становится повседневной практикой.
  • Социальный механизм срабатывает, когда у молодого поколения нет высоких ценностей и кумиров. Старые заброшены, а новых нет. Если же они и появляются, то часто сами бывают образцами такого же отклоняющегося поведения.

Патология чаще формируется там, где включаются сразу несколько механизмов. О наступлении заболевания можно говорить при неадекватной самооценке поведения. Подросток не приемлет никакой критики, не сомневается в своей правоте. В результате — вызывающее поведение повторяется, но уже в более дерзкой форме.

Первым шагом в преодолении аномалии должен стать визит к специалисту.

У профессионалов клиники психического здоровья накоплен успешный опыт решения проблемы девиантного поведения подростков. Без своевременного вмешательства врача шаблон патологического поведения закрепляется, переходит в тяжелые болезни психики.

Стадии болезни

Девиантное поведение развивается не внезапно. Его проявления нарастают постепенно. Они проходят несколько последовательных этапов:

  • Стадия дезориентации. Подросток оказывается в необычных, новых для него условиях жизни. Под влиянием различных факторов рушатся привычные стереотипы.

Появляются первые тревожные симптомы: непослушание, игнорирование требований в школе и семье. Поведение становится импульсивным, трудно объяснимым и предсказуемым.

  • Попытки восстановления. Ребенок и родители пытаются вернуть привычное состояние психики и поведения. Неудачи оборачиваются неуверенностью в своих возможностях, нарастанием раздражения и недовольства. Формируется основа для видимых нарушений.
  • Ребенок осознает недостижимость своих целей, находится в ситуации полного непонимания происходящего (в состоянии фрустрации). Он не знает, как поступить правильно, утрачивает логичность и последовательность своих действий.
  • Асоциальное поведение. Возможны 2 варианта развития патологии. В первом случае ребенок воспроизводит подсмотренные негативные модели, но осознает их ошибочность. Самооценка снижается, развиваются неврозы, бессонница, энурез. Все они требуют медицинской коррекции.

При втором варианте подросток осознанно прибегает к дерзким поступкам и не мучается угрызениями совести. Он стремится достичь личной выгоды — именно так он самоутверждается.

Вероятность самостоятельного преодоления аморального поведения крайне низка. При отсутствии коррекции девиантные поступки часто повторяются. Они держатся стойко и не исчезают со временем. При первых симптомах аномалии обратитесь к специалисту клиники психического здоровья.

Классификация

Психологи описывают основные типы девиантного поведения подростков:

  • Аморальное (асоциальное). Такое поведение не укладывается в морально-этические нормы, разрушает эффективное взаимодействие между людьми. Ему свойственны многочисленные симптомы и признаки, они описаны выше.
  • Антисоциальное (делинквентное). Подростки совершают противоправные действия, чаще уголовно преследуемые. Они угрожают общественному порядку и физическому благополучию окружающих людей. На юридическом языке к такому поведению относится любое действие или бездействие, которое запрещено законом.
  • Саморазрушающее. Представляет опасность для физического существования подростка. Часто встречаются такие формы аутоагрессии, как химическая и пищевая зависимость, фанатизм в религии, экстремальный спорт и др.

Отклоняющееся поведение может иметь и положительные черты. Психолог Короленко рассматривает 2 формы девиантного поведения подростков:

  • благоприятное, но нестандартное — выходит за рамки общепринятых стереотипов (например, искусство граффити);
  • деструктивное с нарушением моральных, культурных, правовых норм.

Медицинская классификация к аномалиям относит следующие виды девиантного поведения подростков:

  • Поведенческие расстройства внутри семьи. Дерзкие поступки совершаются в домашних условиях и сказываются только на домочадцах. Простое нарушение взаимоотношений родителей и детей — еще не диагноз. О заболевании говорят при тяжелых проявлениях жестокости, порчи имущества, при уходе из семьи.
  • Несоциализированное расстройство поведения. Устойчивая агрессия сочетается с трудностями общения в своем кругу.
  • Социализированное расстройство. Изолированная агрессия встречается в обществе, где нет препятствий для общения на равных.
  • Оппозиционное расстройство. Характерно для раннего подросткового периода, отличается демонстративной непокорностью и непослушанием. Правонарушений подросток не совершает.

Осложнения

Действия подростка с аномальными формами самовыражения противоречат устоям общества. Из-за непринятия установок и норм оно тоже отталкивает своих маргиналов, делает их изгоями. Последствия антиобщественного поведения всегда тяжкие и пагубные:

  • Ранняя алкоголизация, формирование стойких зависимостей. Около 50% случаев алкоголизма и наркомании развиваются уже в этом возрасте. Первые пробы запрещенного вещества происходят на фоне стремления казаться своим в компании, быть похожим на ее участников, желание испытать что-либо необычное. Большая часть времени проходит в поиске алкоголя или наркотика.
  • Ущерб физическому и психическому здоровью. Неврозы, депрессии, одиночество, заражение венерическими болезнями — далеко не полный перечень последствий девиантного поведения подростков.
  • Ограниченные возможности получения профессии, недостаточная социальная успешность в будущем.
  • Деградация личности, прекращение прежних связей, уход из нормального общества.
  • Приобщение к криминальной среде.

От девиантного поведения страдает не только сам подросток. Вырождение исторической памяти, утрата культурного наследия и национальной гордости разрушают общество и государство, делает его слабее.

На начальных стадиях психическое заболевание проявляется эпизодически, от случая к случаю, поэтому непостоянные симптомы могут ускользать от внимания родителей и педагогов.

Психиатры советуют реагировать даже на малозаметные изменения в поведении, обращаться за помощью при первых сомнениях в здоровье психики.

Нельзя оставлять без внимания:

  • необычные предметы в доме — незнакомые средства бытовой химии, мелкие части растений, обрезки марли, измазанную посуду;
  • запах горелой травы или химикатов в комнате;
  • резкую смену интересов и увлечений;
  • нарушения координации движений;
  • длительную слабость, апатию или наоборот, беспричинную веселость;
  • неожиданные вспышки гнева;
  • аморальные поступки.

При недавно возникшей аномалии ребенок еще ищет внимания взрослых, ощущает неловкость после своих поступков. Вскоре они повторяются. Теперь уже подросток не чувствует за собой вины, а мнение окружающих ему безразлично. Критически оценивать себя уже не получается. Такая ситуация означает, что пограничное расстройство перешло в болезнь.

Родителям не следует пытаться лечить ребенка самостоятельно “народными” методами, водить его к “дешевым” специалистам с липовыми дипломами. Разобраться с проблемой может опытный врач специализированной клиники психического здоровья. Не стоит затягивать с визитом

Диагностика и лечение

Диагностика девиантного поведения у подростков начинается с беседы и наблюдения за пациентом. Врач расспрашивает и оценивает условия жизни в семье и тонкости взаимодействия с ребенком, его привычки и увлечения. Для специалиста важна непредвзятая информация родственников, т.к. самокритика у больного часто отсутствует.

Быстрее разобраться в истоках девиантного поведения помогают специальные опросники и тесты. Они составлены для пациентов и родственников отдельно. Тестирование выявляет основные особенности характера, показывает возможности их коррекции.

Дополнительно могут понадобиться:

  • консультации педиатра, невролога и других смежных специалистов;
  • характеристики от школьных учителей;
  • материалы о правонарушениях от участкового полицейской службы;
  • результаты аппаратной диагностики — КТ и МРТ мозга, УЗИ внутренних органов.

Диагноз ставит специалист клиники на основании характерных симптомов, результатов опроса и инструментального обследования.

Лечение подростков с девиантным поведением проводит врач. На первом приеме он определяет, где лечить пациента. Предпочтение отдается амбулаторным посещениям. Стационарное пребывание требуется для углубленной диагностики и при убедительных симптомах острого психического расстройства.

Лечебное действие оказывают:

  • Индивидуальная психотерапия. Во время сеансов подросток овладевает методами самокоррекции при конфликтах, учится правильно реагировать на нестандартные жизненные ситуации.
  • Групповые занятия. Ролевые игры обучают способам преодоления трудных жизненных ситуаций. В ходе игры подростки общаются и наблюдают за реакциями окружающих, учатся эффективно взаимодействовать с между собой.
  • Психокоррекция. На специальных занятиях развиваются мышление, память и внимание пациента. Подростку дается установка на учебную деятельность.
  • Медикаментозная терапия выручает при биологической природе аномального поведения. Препараты частично компенсируют патологию мозга, уменьшают выраженность агрессии.

Изолированно медикаменты не действуют. Эффективно только сочетание фармакологических средств и работы непосредственно с психикой больного.

Социальная реабилитация проводится школьными педагогами и психологами.

Источник: rehabfamily.com

Девиантное поведение – причины и лечение

Причины и формы девиантного поведения

В современном социуме есть люди, нарушающие поведенческие нормы. В психологии действия человека в обход правилам и моральным устоям называется девиантным (или отклоняющимся) поведением. К сожалению, эта проблема на сегодняшний день является актуальной, особенно среди подрастающего поколения, а потому многих интересует, в чем причина возникновения девиантного поведения и можно ли скорректировать такое отклонение? Давайте разбираться!

Девиантное поведение – что это значит?

Причины и формы девиантного поведения

Девиантным считается поведение, при котором личность ведет себя отличительно от общепринятых правил и социальных норм. Под нормами подразумеваются:

  • законодательные правила;
  • мораль, принятая в обществе;
  • этика поведения;
  • существующие порядки в образовательном, трудовом или досуговом коллективе.

К девиантному относится любое отклонение от привычных человечеству норм: от отказа здороваться при встрече до вызывающего внешнего вида или откровенного хулиганства. Необходимо понимать, что один и тот же поступок будет каким-то коллективом воспринят нормально, а в другом посчитается отклонением. Поэтому расстройством поведения можно считать действия, которые:

  • противоречат правилам, принятым и почитаемым в конкретном социуме;
  • причиняют вред самому человеку или его окружению;
  • тормозят развитие и снижают качество жизни личности;
  • вызывают порицание у большинства;
  • систематически повторяются.

Не обращать внимание на отклоняющееся поведение невозможно, поскольку оно может быть опасным, нарушать стабильность взаимоотношений в обществе, стать угрозой семье, коллективу, прохожим на улице.

Девиантное поведение способно нести в себе и положительный окрас. К примеру, благодаря нестандартному поведению революционных умов и людей, стремящихся к переменам, общество может избавиться от устаревших правил, развиться и продвинуться вперед.

Виды девиантного поведения

Причины и формы девиантного поведения

Отклоняющееся поведение классифицируется по следующим типам:

  1. делинквентное, при котором поступки могут причинить вред окружающим, а действия относятся к преступным и насильственным (кража, драка, преступление, разбой);
  2. аддиктивное, которое подразумевает уход от реальной жизни при эмоциональном поведении (увлечение алкоголем, наркотиками и другими психотропными веществами, вызывающими состояние транса, а также компьютерными и азартными играми);
  3. асоциальное, которое проявляется в нарушении моральных норм (бродяжничество, проституция, агрессия, уход из дома);
  4. суицидальное, включающее все формы поведения для преднамеренного ухода из жизни (размышление, попытка, построение планов, конкретные действия); в свою очередь может быть как истинным (явным), так и театрально-демонстративным (на публику) или совершаемым в состоянии аффекта.

Симптоматика девиантного поведения

Причины и формы девиантного поведения

Человек с деструктивными отклонениями в поведении может наносить вред себе и окружению, быть угрозой общественному порядку, поскольку:

  • демонстрирует агрессию, неадекватность;
  • отличается лживостью;
  • испытывает сложности с адаптацией в коллективе;
  • часто участвует в конфликтах;
  • занимается бродяжничеством, воровством, порчей имущества;
  • страдает повышенной тревожностью;
  • регулярно меняет друзей;
  • уходит из дома;
  • отказывается учиться или работать;
  • сильно увлечен Интернетом (например, компьютерными играми);
  • ничем не интересуется;
  • имеет низкую концентрацию внимания;
  • не способен принимать решения и нести ответственность за свои поступки;
  • неряшлив;
  • не может планировать свое время;
  • неусидчив;
  • подвержен частым переменам в настроении;
  • упрям;
  • регулярно закатывает истерики;
  • замкнут или равнодушен.

Физиологическое здоровье людей с девиантным поведением тоже страдает. Могут проявляться:

  • бессонница и дневная сонливость;
  • нарушение аппетита;
  • низкий иммунитет;
  • психосоматические заболевания;
  • резкое снижение или повышение массы тела;
  • частые инфекции;
  • головная боль;
  • перепады давления;
  • нарушения работы ЖКТ.

Что может стать причиной отклоняющегося поведения?

Причины и формы девиантного поведения

Без причины человек не начинает вести себя в обход нормам. С помощью поведения он пытается решить свои личные проблемы, реализоваться или выразить протест.

Поэтому можно говорить о том, что к группе риска относятся:

  • дети и подростки, которые составляют почти половину всех людей, имеющих отклонения в поведении (это связано с тем, что с семилетнего возраста и до взрослого периода только формируется способность контролировать свои действия и отвечать за поступки);
  • религиозные люди и ритуалисты;
  • новаторы и склонные к революционным переменам;
  • ретреатисты (асоциальные личности, не принимающие действительность; например, зависимые от алкоголя, наркотиков или бродяги без определенного места жительства);
  • люди, страдающие психическими отклонениями и неврологическими патологиями.

Причинами девиантного поведения детей и подростков будут следующие обстоятельства:

  • неблагополучная семья (если малыш растет в бедности или в неполной семье, часто является свидетелем ссор и конфликтов родителей, попоек или асоциального образа жизни);
  • ошибки педагогов (неумение воспитательского персонала найти общий язык с ребенком, недостаточное внимание к его успехам у родителей или учителей, конфликты со сверстниками);
  • наследственный фактор (к нему относятся умственная недостаточность, аномальный характер, склонность к алкоголю или наркотикам, патологии при беременности, наличие у родителей психических отклонений);
  • дисфункции и заболевания ЦНС (нарушения развития мозговых отделов, черепно-мозговая травма могут вылиться в эмоциональную неустойчивость и снижение коммуникабельности);
  • пубертатный период (перестройка гормонального фона у подростков иногда становится причиной асоциальных поступков).

Какие осложнения возможны?

Причины и формы девиантного поведения

Если ничего не предпринимать, не обращаться к врачам, психотерапевтам, педагогам, то отклоняющиеся реакции могут превратиться в стойкий образ жизни человека и даже дать осложнения в виде:

  • хронической депрессии;
  • возникновения фобий;
  • осознанной изолированности;
  • гиперобщительности;
  • нарушения пищевого поведения (анорексия, булимия, приступы переедания);
  • формирования разного рода зависимостей;
  • осуществления преступных действий;
  • попыток суицида.

Таких серьезных последствий можно не допустить, если вовремя обратиться к профессионалам за помощью.

Как и кто диагностирует девиацию?

Причины и формы девиантного поведения

Диагноз ставит клинический психолог, психотерапевт или психиатр. Такой специалист действует примерно следующим образом:

  1. беседует с пациентом, чтобы оценить его эмоциональное состояние, поведение и манеру выражаться, выяснить привычки и увлечения;
  2. знакомится с уже имеющимися данными (характеристиками работодателя или педагогов, выписками из медкарты), чтобы иметь представление об общем психологическом и физическом состоянии здоровья клиента;
  3. опрашивает близких для понимания отношений пациента с окружающими, условий его существования и имеющихся привычек;
  4. тестирует и опрашивает (с помощью специальных психологических тестов и заданий) для определения девиантности и выявления возможных сопутствующих психологических отклонений;
  5. проводит исследование эмоций (агрессия, страх, тревога) с помощью проективных психологических методов, позволяющих получить данные о пациенте, его мышлении, установках, мотивах.

Коррекция девиантного поведения

Причины и формы девиантного поведения

Специалисты психологи лечат отклоняющееся поведения с помощью комплекса мер:

  1. психокоррекции (коррекционные занятия, которые помогают в стабилизации эмоционального состояния, развивают внимание и мышление, дают пациенту уверенность в своих способностях, побуждают к учебе или работе);
  2. психотерапии (с помощью индивидуальных сеансов, групповых занятий, тренингов, методов саморегуляции специалист корректирует отклонения в поведении);
  3. фармакологии (седативные медикаменты назначает только врач пациентам с психическими расстройствами и неврологическими патологиями, которые могут быть причиной девиантного поведения);
  4. других социально-реабилитационных мероприятий, которые организуют педагоги в условиях образовательного учреждения.

На нашем дистанционном курсе «Психолог-консультант. Методы и технологии оказания психологических услуг населению и организациям» можно получить востребованную профессию психолога-консультанта и изучить самые эффективные методы оказания психологической помощи населению. Вы познакомитесь с психологией и физиологией высшей нервной деятельности, научитесь диагностировать и корректировать эмоциональные расстройства и отклонения в поведении.

Процесс лечения отклоняющегося поведения можно дополнить простыми вспомогательными мерами:

  • физиотерапией;
  • лечебной гимнастикой;
  • закаливанием;
  • йогой;
  • гидрореабилитационными процедурами или плаванием;
  • ароматерапией;
  • сеансами массажа;
  • занятиями йогой.

Если речь идет о ребенке или подростке, то очень важно родителям выстроить с ним доверительное общение, увлечь полезными занятиями, помочь найти активное хобби (спорт, путешествия и так далее). Помните, что в большинстве случаев девиантное поведение поддается коррекции при своевременном обращении к специалистам, ведь юный организм достаточно гибкий и отзывчивый, чтобы положительно отреагировать на верно подобранное лечение.

Источник: ncrdo.ru

Девиантное поведение ребенка

Когда ребёнок начинает вести себя откровенно плохо и нарушать устоявшиеся в обществе нормы морали, взрослым следует как можно скорее выявить главную причину возникновения дурной тенденции и скорректировать процесс воспитания соответственно. Девиантное поведение — разрушительная, неадекватная реакция, которая ставит во главе угла эгоистичные цели, а также действия, выражающие пренебрежение участью окружающих людей. К сожалению, чаще всего родители обращают внимание на негативные изменения в характере и повадках чада лишь тогда, когда его поступки становятся вопиющими. Однако именно профилактические воспитательные меры играют ключевую роль в благополучном поведенческом развитии детей.

Красота по-мужски: как выбрать уход для тела и волос «современным викингам»?

Кто такой «современный викинг» и почему ему нужна «своя» косметика?

Причины девиантного поведения ребёнка

Причины девиантного поведения ребёнка

Причин социальной девиации очень много. Иногда они образуют целый комплекс, преодолеть который бывает крайне непросто. Тем не менее разобраться в многообразии способствующих факторов стоит в первую очередь. Именно этот момент и станет отправной точкой в решении возникшей проблемы.

Неблагоприятные социальные обстоятельства

Первый опыт взаимодействия с миром дети получают в условиях семьи. Для малышей нет ничего важнее родного дома и прочного эмоционального контакта с близкими. Если ребёнок лишен полноценного окружения с ранних лет, скорее всего, это плохо скажется на его поведении в подростковом возрасте. Из числа основных причин зарождения негативных поведенческих тенденций можно выделить следующие:

Ребёнок, воспитываемый бабушкой, одной мамой или отцом-одиночкой, при всем усердии со стороны взрослого, не получает целый пласт важных морально-нравственных представлений о человеческих взаимоотношениях. Такое «однобокое» воспитание очень часто приводит к негативным последствиям.

Растущий под гнетом неусыпного родительского контроля ребёнок чувствует стабильную неуверенность в своих силах и испытывает существенный психологический дискомфорт, который по мере взросления усиливается. В итоге нередко получается так, что бунтующий подросток вырывается из-под удушающей заботы родных и круто изменяет свое поведение в плохую сторону.

  • Напряженные отношения в семье.

Если родители постоянно ссорятся, ругаются и кричат, это вводит чадо в стресс, который со временем может вылиться в агрессивное, неконтролируемое поведение.

  • Асоциальная семья.

Дети, растущие в таких семьях, берут пример с каждого домочадца и в итоге ориентируются на паразитический образ жизни, подражая родителям (совершают противоправные поступки, ступают на путь саморазрушения).

  • Слишком строгие правила, чрезмерная требовательность взрослых.

Плохое поведение малыша в семье, где царят жестокие законы, грубо и резко пресекается, а просто недостаточно хорошее (по меркам родителей) — порицается. К сожалению, вопреки ожиданиям строгих покровителей, подобное воспитание редко открывает приятные перспективы.

  • Социальное неравенство.

Ребёнок, регулярно взаимодействующий с детьми из более обеспеченных семей, может чувствовать себя несчастным и ущемленным. Отсутствие денег порождает комплексы, гнев, зависть, чувство горечи из-за невозможности проявить свои таланты и реализовать мечты. Это в свою очередь не лучшим образом влияет на мироощущение и поведение.

  • Формальное воспитание.

Родители общаются с чадом сухо, не выражают нежность по отношению к нему, не стремятся к поддержанию доверительного общения. Воспитание ребёнка выглядит как выполнение родительской обязанности, не более того. По факту это скрытая безнадзорность, а не полноценное воспитание.

  • Потворство девиантному поведению.

Родители никак не реагируют на отклоняющееся поведение малыша, тем самым способствуя укоренению дурных привычек и негативных поведенческих установок.

Неверный педагогический подход

Ребёнок взрослеет всегда неожиданно. Если преподаватель не успевает перестроиться, и продолжает подавлять своим учительским авторитетом уже достаточно взрослое чадо, то рано или поздно он наткнется на сопротивление и бунт подростка. Сюда же относится агрессия со стороны взрослых, излишне эмоциональная реакция на неправильное поведение ребёнка.

Медико-биологические факторы

Хронические и вспыхнувшие в период вынашивания чада инфекционные болезни матери, переживание ею стрессовых состояний при беременности, ее пренебрежение принципами здорового образа жизни в это ответственное время, токсикоз, а также нарушение внутриутробного развития малыша, врожденные или приобретенные заболевания, перенесенные крохой эмоциональные потрясения — все это способно негативно повлиять на психическое развитие ребёнка.

Психологические причины

Ребёнок не умеет совладать с агрессией: его поведение сопровождается внезапными вспышками ярости, ему сложно правильным образом проявлять собственные эмоции. Так себя ведут многие дети до 5-и лет, но по истечении этого возраста подобное поведение уже не является нормальным и требует коррекции. Лучше всего обратиться за помощью опытного детского психолога. Специалист определит темперамент ребёнка, выявит его внутренние конфликты и деструктивные установки, поможет родителям выработать оптимальную воспитательную тактику.

Как проявляется девиантное поведение у детей?

Как проявляется девиантное поведение у детей?

В большинстве случаев плохое поведение детей носит демонстрационный характер. Избавиться от девиантного поведения крайней степени невероятно трудно. К нему относятся:

  • воровство, клептомания;
  • табакокурение, употребление алкоголя и наркотиков;
  • бродяжничество (бегство от проблем);
  • увлеченность азартными играми;
  • уголовная преступность (кражи, мошенничество, спекуляция);
  • проституция;
  • суицидальные наклонности;
  • активное употребление матерных выражений;
  • агрессия по отношению к окружающим (брань, драки, поджоги).

Дети, имеющие деструктивные психологические установки, со временем становятся неконтролируемыми, слишком агрессивными или скрытными. Все это — немой крик о помощи. В подобных обстоятельствах взрослым нужно действовать незамедлительно, но вместе с тем последовательно и осторожно.

Девиантное поведение чада: оптимальная реакция родителей

Взрослым важно правильно реагировать на негативное поведение детей. В случае незначительной агрессии со стороны ребёнка, когда такое поведение объяснимо и понятно, уместно будет полностью игнорировать враждебность чада или озвучить его эмоции вслух, выражая сопереживание: «Я понимаю, ты злишься, потому что…», и т. п. Можно так же постараться переключить внимание маленького бунтаря на что-то другое.

Если в гневе ребёнок ведет себя отвратительно вне зависимости от причин конфликта, родителям стоит проявлять терпение и мудрость. Когда накал страстей спадет, имеет смысл «проговорить» ситуацию, избегая оценочных суждений: опишите ребёнку, что он делал в приступе ярости, какие слова произносил, что происходило до и после конфликта. Затем дайте ему понять, что такое поведение вредит прежде всего ему самому. Придерживаясь такой тактики, вы поможете малышу переоценить конфликтные обстоятельства и заодно покажете ему конструктивные способы решения проблемы.

В борьбе с девиантным поведением чада взрослым важно контролировать собственные негативные эмоции, избегать крика или ругани. Только так можно сохранить мир и продемонстрировать ребёнку правильное поведение в критической ситуации. Ни в коем случае нельзя допускать:

  • сарказма или высмеивания;
  • подкупов, обещания награды за хорошее поведение;
  • выяснения отношений на людях;
  • угроз или длительного чтения нотаций;
  • давления, жесткости;
  • использования физической силы.

Родители не должны бороться с чадом за власть. Идеальный вариант — демонстрировать свое спокойствие и полное владение ситуацией. Желательно минимизировать вину ребёнка. Лучше делать упор на уединенное обсуждение плохого поступка, доверительную беседу без свидетелей. Если взрослый подорвет авторитет подростка среди сверстников, то он этого не простит, и девиантное поведение возьмет верх над ним.

В некоторых случаях для коррекции поведения целесообразно вмешательство детского психолога.

Профилактика девиантного поведения

Самое верное решение данной проблемы — профилактика наряду с поддержанием благоприятной атмосферы и доверительных отношений в семье. Безусловно, каких-то жизненных трудностей при взаимодействии с ребёнком избежать не получится, но именно от поддержки близких будет зависеть, сможет ли подросток успешно пройти сложный возрастной период или прыгнет в пучину саморазрушения и озлобленности.

Конечно, универсального рецепта, способного помочь взрослым установить прочный эмоциональный контакт с чадом и направить его в позитивное русло, не существует. Каждый ребёнок — индивидуальность, и только родители могут разобраться в том, какие именно методы воспитания подействуют наверняка. Оптимизировать процесс взаимодействия помогут следующие рекомендации:

  • Пересмотрите устои, царящие в семье, и сделайте все возможное, чтобы любые воспитательные меры (в том числе накладываемые запреты и ограничения) были справедливыми и адекватными (соответствовали полу, возрасту, темпераменту ребёнка).
  • Осознайте, что дитя становится взрослым, а потому ему с каждым годом требуется все больше свободы.
  • Всегда будьте готовы беспристрастно выслушать юного члена семьи и простить ему любую оплошность. Категоричность родителей часто вредит, особенно после достижения чадом подросткового возраста.
  • Ненавязчиво участвуйте в жизни малыша, помогайте ему разбираться в сложных ситуациях, показывайте правильные, мирные способы достижения целей.
  • Постарайтесь создать максимально комфортную для чада обстановку в семье, чаще общайтесь на самые разные темы.

Для профилактики девиантного поведения можно приобщить чадо к какому-либо хобби. Привлекайте малыша к спорту, творчеству, изобретательству. Самое главное — не давить на ребёнка, и дать ему возможность найти занятие по душе.

Источник: medaboutme.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Funkyshot.ru