Как на Руси относились к алкоголю

Andrew Dovgan
www.adovgan.com
Чёрный миф о «русском пьянстве» или кто спаивал Русь
Name: andrew_dovgan
Entry Tags
16-сент-2012 11:25 am

Оригинал взят у vseneobichnoe в Чёрный миф о «русском пьянстве» или кто спаивал Русь

Одним из самых распространённых «чёрных мифов» об исторической России является утверждение о том, что русские — самый невоздержанный в употреблении алкоголесодержащих напитков народ. И так, якобы, повелось с самого начала русской истории, в подтверждение чему нередко приводят слова князя Владимира Кровавого: «Веселие Руси питие есть!» Такой ответ князь дал представителям мусульманства, аргументируя свой отказ ввести на Руси ислам.

Поэтому, мол, русские язычники уже к тому времени якобы без регулярных возлияний жить не могли и предпочли христианство, потому что оно куда более лояльно относилось к традиции застолий. На Западе с удовольствием поддерживают это утверждение, которое отлично укладывается в представление о «русских варварах». Часто мы в современной России и сами повторяем эти лживые утверждения об «исторической предрасположенности» русского пьянства. Но сама история России-Руси опровергает этот чёрный миф.

Алкоголь на Руси — Виталий Сундаков

Историкам известно, что в Дохристианской Руси пьянства не было вообще. У нас не выращивали виноград. Вино для немногочисленных христиан, для причастного таинства, привозили из Восточно-Римской империи (Византии). Единственными хмельными напитками славянорусов был сбродивший мёд, пиво, сурица, квас и брага (сурица – это был настой целебных трав на воде с добавлением мёда).

Это были слабоалкогольные напитки с крепостью 2-3 градуса. Да и принимали их только в дни больших празднеств – весеннего, летнего, осеннего и зимнего равноденствия, а также на тризнах, в честь главных богов. Причём, это была привилегия мужчин, женщинам чарку не подносили (не говоря уж о детях). Квас же до сих пор остаётся любимым напитком русского народа, его использовали не только, как напиток, но поддавали им пару в банях, обливались для здоровья.

После принудительного крещения Руси, вино по-прежнему было очень редким напитком, служило для религиозных целей, использовалось как лекарство и в домах знати подавалось небольшими чарками почётным гостям (одну-две не больше, напиток был редким). Были известны греческие вина, как редкость их захватили ещё во время похода Олега – 907 года, вместе со златом и роскошными тканями.

В начале 16 столетия на Руси появляется бургундское вино, а затем канарское. Таким образом, в средние века на Руси вино было большой редкостью, практически недоступной основной массе простого населения, да и для знати это был не повсеместный напиток, а лекарство, символ почёта (угощали важных, почётных гостей). Причём, редкие примеры пьянства на Руси всегда считались пороком, пьяниц осуждали и высмеивали. Об этом можно, к примеру, почитать в книге исследователя И. Р. Прыжова «История кабаков в России».

На Западе дело обстояло как раз наоборот, пьянство и обжорство (как и распутство) были весьма распространенными пороками ещё со врёмен Древней Греции и Рима. Ещё в VIII веке Карл Великий был вынужден ввести запрет на появление в суде пьяным свидетелям и участникам тяжбы. Также напоминал, что судьи во время заседания должны быть трезвыми, а священникам в процессе таинства покаяния не следует спаивать кающихся. Артур Шодуэлл в своей работе «История пьянства в Англии» сообщает, что порок пьянства был весьма распространён среди английского духовенства, так, ещё в 570 году правитель Гольдас Мудрый издал указ, по которому «каждый монах, напившийся до того, что не в состоянии будет петь во время службы, будет оставаться без ужина».

Как появился алкоголь на Руси

Многие ошибочно считают, что водка – это русское изобретение, появилось даже словосочетание – «русская водка». Впервые Русь познакомилась с водкой во времена правления Великого князя московского и владимирского Василия I (1389 — 1425 годы правления), по другой информации – чуть ранее, в 1386 году, при Дмитрии Донском.

Водку завезли генуэзские купцы как дар русскому князю, к тому времени «просвещённая» Западная Европа употребляла этот напиток уже более ста лет. Это была «аквавита» — чистый виноградный спирт, изобретённый в Южной Франции.

Русский двор, ознакомившись с напитком, решил, что его пить нельзя, можно использовать только, как наружное лекарство – «в рану пущати», да и то разбавлять водой. К тому же, против использования водки была церковь. Только когда в 1475 году турки-османы захватили Кафу (совр. Феодосия) — генуэзскую колонию в Крыму, так был перекрыт канал поступления итальянских и испанских сухих вин, началось производство водки на Руси. Напиток не прижился в народе, там по-прежнему предпочитали квас и пиво.

Интересно, что промышленное производство водки на Руси началось с духовенства (как уже отмечалось, на Западе лидировали по пьянству именно представители духовенства). Её начали делать в Чудовом монастыре — мужской монастырь в восточной части Кремля в Москве. Кроме того, церковь имела привилегию на винокурение (производства вина).

С середины 15 столетия перегонка хлебного спирта была поставлена на промышленную основу, и государство старалось распространить монополию не только на производство и продажу «хлебного вина» (так в то время чаще называли водку), но и на другие спиртосодержащие напитки — мед и пиво, ранее они не подвергались налогообложению. Производством водки заведовал «чашечный путь», позже Сытенный двор, Сытенный приказ. В 1474 году Иван III Васильевич ввел первую государственную монополию на производство и продажу водки на Руси, запретил ввозить водку («вареное вино») через Псков. Интересно, что позднее он же пытался вообще запретить производство водки на Руси (уже с 1476 года, видимо, острая надобность в финансах отпала).

В целом в этот период Русь была по-прежнему трезвой. Пьянство отмечалось среди знати, иностранных наёмников. Простым людям было некогда пить, они трудились. Знаменитый путешественник барон Сигизмунд Герберштейн (он посетил Русь в 1517 и 1526 годах) отмечал, что русские отличаются редким трудолюбием, и очень умеренны в питие.

В будние дни вообще было запрещено пить, только нёмники-иностранцы имели право пить, они жили в слободе за Москвою-рекой, которая называлась Налейкой, от слова «наливай». Только по большим праздникам разрешалось посещать «царёвы кабаки», учреждённые при Иване Грозном — на Святой неделе, в Рождество Христово и на Дмитриевской субботе (первоначально получили разрешение их посещать только знатные люди).

За употребление водки в прочие дни можно было загреметь в тюрьму или подвергнуться телесным наказаниям. При царе Фёдоре Ивановиче политику ещё более ужесточили, «царские кабаки» первоначально закрыли, но это привело к росту частного производства. Тогда государственные питейные заведения опять открыли, т. к. там качество продукции могло проконтролировать государство, а частные запретили (указ 1590 года). В дальнейшем политика правительства также не была постоянной – послабления сменяли ужесточения «питейных» законов.

В это время Западная Европа была полностью поражена пьянством. Французский писатель, один из величайших европейских сатириков-гуманистов эпохи Возрождения Франсуа Рабле (1494 — 1553) в своём сатирическом романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» показывает современные ему пороки европейского общества.

Главные герои произведения постоянно пьянствуют, предаются чревоугодию и справляют естественные нужды. Досталось и церковникам, которые отличались лицемерием, стремлением к наживе, распущенностью (Рабле хорошо знал вопрос, т .к в молодости сам побывал монахом). В XVI веке в Германии водку продавали буквально на каждом углу, это столетие даже прозвали «пьяным».

Один из основателей протестантизма Мартин Лютер (сам большой любитель пива), записал в 1541 году: «К сожалению, вся Германия зачумлена пьянством; мы проповедуем и кричим, но это не помогает». Лютера поддерживает его сподвижник, немецкий гуманист, теолог и педагог Филипп Меланхтон (1497 – 1560): «Мы, немцы, пьём до полного обессиливания, до потери памяти и здоровья». Аналогичная ситуация была и в Англии.

Не все знают, но в России 19 столетия трезвенное движение принимало значительные масштабы – «завязывали» целыми губерниями, так, в конце 1850-х годов отказалась от алкоголя Ковенская (территория нынешней Белоруссии) губерния, затем к ней присоединились Виленская, Гродненская губернии. Был создан Союз чаепитников.

Происходили даже «антиалкогольные бунты» — народ не только отказывался от алкоголя, но и устраивал погромы кабаков, шинков. В 1880-е годы прошла волна создания обществ трезвости, большую роль сыграл в этом движении Лев Толстой (он издал такие работы, как «Пора опомниться», «Для чего люди одурманиваются?», «Богу или Маммоне?», «К молодым людям»). В 1885 году правительство, под давлением общественного мнения, ввело закон «О предоставлении сельским обществам права закрывать в пределах своих территорий кабаки». Это право использовали десятки тысяч сельских общин.

В итоге к началу 20 столетия «пьяная испокон века Русь», как её любят представлять западные и российские русофобы, скромно стояла в самом хвосте ведущих держав Европы и CШA, занимая десятое место по уровню потребления алкоголя (3,1 литра на душу населения): на первом была Франция, за ней Бельгия, Англия, Германия, Италия, Австро-Венгрия, Соединенные Штаты, Швеция… В начале Второй Отечественной войны (так назвали Первую мировую) в России вообще ввели сухой закон и рассматривали вопрос об установлении трезвости в Российской империи «на веки вечные». В тот период уровень потребления алкогольных напитков упал почти до нуля.

Затем страна постепенно «пьянела». Так, в 1924 году, по инициативе Бухарина, правительство Рыкова разрешило водку (её поэтому тогда называли «рыковка»), введя винную монополию. Причём водку разрешили пить на рабочих метах, в рабочее время, даже ввели дополнительный штат рабочих для подмены совсем пьяных. Три дня в месяц разрешили прогуливать во время запоя.

Правда, уже через несколько лет законы ужесточили, когда пошёл поток информации об увеличении брака, невыполнении планов, разложении производственных, профсоюзных, государственных кадров, резком увеличении числа пьяных драк и пр. К началу Великой Отечественной войны уровень потребления только приблизился к планке начала 20 века до введения «сухого закона» — около 4 литров абсолютного спирта на душу населения в год.

В 1960-1980-е годы страна опьянела ещё больше – производственные мощности были резко усилены. В 1980 году было продано в 7,8 раза больше алкогольных изделий, чем в 1940 году. В 1990-е годы пьянство стало одной из главных причин появления т. н. проблемы «русского креста» – смертность превысила рождаемость. Но даже при таком общем ухудшении ситуации, Россия не стала мировым лидером по пьянству.

Лидерами среди стран по потреблению алкоголя являются – Люксембург, Ирландия, Португалия, Франция, Италия, Бельгия, Германия, Чехия и Румыния. Согласно данным конца 20 столетия, издания World Drink Trends, Россия в рейтинге пития занимала всего-то 19 место. Ясно, что эти данные не повод для самоуспокоения, России необходима целостная программа по отрезвлению нации, особенно большое беспокойство вызывает проблема пьянства в среде молодёжи.

Подводя итоги, надо отметить, что чёрный миф о русском пьянстве не только программирует русских людей (молодежь) на определённую модель поведения, служа оправданием для любого рода пороков, но и наносит вред международной репутации нашей страны, создавая образ вечно пьяных «русских медведей».

Источник: andrew-dovgan.livejournal.com

Разоблачение мифа: Пьянство как исконная черта русских

Я ненавижу русскую лень, русское невежество, русское пьянство, русское равнодушие.
Не есть ли наше русское пьянство и некоторые другие сомнительные достоинства нашего народа просто следствие дурного климата?

Действительность:

Этот миф устойчив и среди самих русских – мол, посмотрите на алкашей-соседей! Но, ведя разговор о характере народа, надо основываться не на исключениях, хотя и весьма заметных, а на всем народе – причем не только в современности, но и в более ранней истории (свойственно пьянство народу как таковому или же вызвано в настоящем времени какими-либо причинами).

Изначальными, первыми по времени и доминирующими в течение всего периода Древней Руси (IX–XIV вв.) являются алкогольные напитки, сырьем для которых служили березовый сок, виноград, мед. При этом виноградные вина были редки, использовались знатью или же в ритуальных целях. Хлебное вино (водка) возникла в XV-м столетии (см. В.В. Похлебкин, «История водки»).

Как и практически везде и во все времена, производство водки было объявлено государственной монополией. Для пополнения казны целовальникам предписывалось «питухов от царевых кабаков отнюдь не отгонять» и «кружечный сбор сдавать в цареву казну против прошлых с прибылью», то есть призывали всячески расширять сбыт водки. Проще говоря, народ спаивался специально.

Тем не менее, речь идет опять же о «питухах», а не о народе в целом. И.Г. Прыжов в работе «История кабаков в России» пишет: «Питие не было пороком, разъедающим народный организм. Оно составляло веселье, удовольствие, как это видно из слов, вложенных древнерусским граматником в уста Владимира: «Руси есть веселие пити – не может без того быти».

Но прошли века, и ту же поговорку дилетанты от науки стали приводить в пример русского пьянства.» Поясняю: пить на Руси принято во время веселья, праздника; но никак не в будни. Если бы алкоголь был бы повседневной нормой жизни, упоминания о веселье не было бы: каждый алкоголик знает, что пьянство – это тяжелый труд, говоря словами старого анекдота.

Да, русские пьют – и пьют не мало; по способности сесть и выпить за один присест большое количество водки нам в мире мало конкурентов. Похожие легенды ходят об ирландцах, но я лично не проверял. Однако вопрос многоплановый, и его надо рассматривать с разных сторон.

Во-первых, умение выпить столько – это, как ни крути, показатель, образно говоря, могучести здоровья. Процитирую отрывок из «НеПутевых заметок о США»:

«Как-то раз мы с моим приятелем Олегом натолкнулись на объявление в интернете о дискотеке в суперпрестижном Университете Джорджтауна… если коротко: толпы пьяных студентов валялись под/над/рядом с машинами. Пиво лилось на голову, лобовые стекла, на майки подруг и частично в глотку. Такой толпы пьяных подростков я вообще нигде не видел, даже на своем выпускном вечере.

Хотя тут были далеко не подростки. Ведь в США пиво пить можно только с 21 года. Я, честно говоря, вообще слабо представляю как так можно упиться исключительно пивом. Я бы лично столько не выпил, просто жидкости в меня столько не поместилось бы. Завидую американцам: они обладают удивительной способностью упиваться при минимальных затратах финансовых средств, я так не умею.»

Я не призываю к «пить надо больше», но пить надо уметь. Помните, в «Садко» эпизод отбора желающих присоединиться? Выпить чашу зелена вина, а потом удержаться на ногах после богатырского удара.

Вспомнилось: в ранней юности, читая романы Чейза и Хаметта, я поражался умениям главного героя: зайти в бар, выпить две двойные порции виски, а затем драться, стрелять (метко) и в конце буйного дня еще и заняться любовью. Это все – после двух двойных порций без закуски! Действительно супергерой. А потом я узнал, что порция – это вовсе не 100 грамм, а всего-навсего 20. Со льдом и содовой…

Во-вторых, если для русского человека поллитра водки является естественной порцией, как писал Войнович, это не значит, что он ее выпивает каждый день. По показателю потребления алкоголя в целом русские отнюдь не на первом месте.

Скажем, в 2002 году, по данным economist.com, на первом месте был Люксембург. В пересчете на чистый спирт — 12 литров в год. Россия же занимает в этом рейтинге скромное 12-е место.

А по данным международной организации здравоохранения (International Health Organization) за 2004 год гран-при отдан Уганде: 19.47 литров в год (а что они там пьют, я даже представить боюсь). Россия – на 19-м месте.

Во многих странах пьянство имеет воистину вековые традиции. В своей книге «История пьянства в Англии» Артур Шодуэлл пишет: «В VI веке мы находим указание на существование этого порока (пьянство) среди духовенства. В 570 году правитель Гольдас Мудрый издал декрет, коим «каждый монах, напившийся до того, что не в состоянии будет петь во время службы – будет оставаться без ужина».»

В южных странах нередко вино спокойно дают детям, вплоть до того, что младенцу дают в тряпочке хлебный мякиш, смоченный вином. Чтобы не орал, а спал.

В 1913 г. потребление алкоголя на душу населения было у нас вдвое меньше, чем в 1984 г. Так что пьянство не является для русских ни «национальной чертой», ни даже «глубокой исторической традицией». Распространение пьянства у нас можно сравнить с современным распространением наркотиков. Цитирую В.В. Похлебкина:

«Первое советское правительство вскоре после октября 1917 года вообще объявило водку вне закона на время восстановления порядка в стране. Это был верный и смелый шаг. Он привел к блестящим результатам.

Уже в 1923-1924 годах специальная делегация английских тред-юнионов, инспектировавшая Россию, в своём отчете указала на то, что ни в одном из ее районов члены делегации не зарегистрировали того явления, которое было известно во всем мире как «русское повальное пьянство», и могут констатировать, что большевикам удалось создать новую психологию у рабочего класса – презрение и ненависть к пьянству … (Россия. Официальный отчет делегации британских тред-юнионов, посетившей Россию и Кавказ в ноябре – декабре 1924 г. – Изд. ВЦСПС. М., 1925. – стр. 156).

Подчеркивая изменение ситуации с водкой в стране в связи с происшедшими в ней политическими изменениями, делегация отмечала: «Продажа спиртных напитков вроде легкого вина и пива разрешена. …. Ни в городе, ни в клубе нет буфетов со спиртными напитками, и они употребляются обычно лишь за обедом в ресторане и дома. … На улице иногда можно встретить людей навеселе, но для тех, кто знает дореволюционную Россию, совершенно ясно, что пьяных на улице и в общественных местах практически не стало.»

Почему потребление алкоголя возросло позже и стало катастрофически большим после т.н. перестройки, и все продолжает увеличиваться? А все просто: нет той самой пресловутой уверенности в завтрашнем дне. То, во что пытаются превратить Россию, настолько несовместимо с русским менталитетом, что народ просто не может на все это смотреть трезвыми глазами. «Критическая масса», когда берутся уже не за стакан, а за топор, еще не достигнута, и, возможно, народ окончательно сопьется раньше – этому весьма способствует как реклама «алкогольного образа жизни», так и производство всеразличных эрзацев неведомо кем. За одни «коктейли» в банках состава «химия + вода + спирт» надо сажать всех производителей как врагов народа – в буквальном смысле слова.

Источник: sell-off.livejournal.com

«Кружечные дворы» и сухие законы: как боролись с пьянством на Руси

Открывший первый на Руси кабак, царь Иван Грозный сам же и наказывал пьяниц, «маринуя» их в алкогольных бочках. Пётр I учредил медаль «За пьянство» весом почти в семь килограммов, а Николай II попросту запретил продажу спиртного вне ресторанов.

При этом «кабацкий» доход со времен Грозного и по наши дни является основой государственного хозяйства. Государство, осознавая вред повального народного пьянства, с одной стороны с ним борется, с другой — живёт и развивается за счёт «напойных денег».

Фактрум рассказывает об истории многовековой антиалкогольной кампании в России и приводит любопытные факты о её результатах.

Утро у трактира

«Маринад» в бочке

Историки давно уже развенчали миф о том, что пьянство — исконно русская «традиция». Традиционные славянские напитки — медовуха, сурья, квас — были слабоалкогольными, да и чаще всего их пили по праздникам или определенным житейским ситуациям. Поэтому и бороться с пьянством вплоть до времён правления Ивана Грозного было не нужно: такой проблемы попросту не существовало.

Крепкий алкоголь, а вместе с ним и кабаки появились при Иване IV Грозном. Да и само первое питейное заведение открыл царь собственноручно для своих опричников. Продажа водки приносила приличную прибыль государству. Именно в это время устанавливается «кабацкое самоторжие» — государственная монополия на алкоголь, породившая повальное народное пьянство.

Удивительно, что сам Грозный пьяниц терпеть не мог и придумывал
в наказание им пытки в своём излюбленном стиле: «маринад» из бочки с алкоголем, в котором человек проводил много часов и зачастую так и умирал. Конечно же, такая расправа не распространялась на буйно пьянствующих опричников.

«Кружечные дворы»

Первая попытка борьбы с повальным пьянством зафиксирована во времена правления царя Алексея Михайловича в 1652 году. Алкогольная реформа упраздняла кабаки — рассадники народного бедствия — и учреждала вместо них так называемые «кружечные дворы». Водку в них продавали исключительно навынос. По замыслу государя, это должно было научить людей пить ограниченными порциями и по большей части дома, что, мол, снизит уровень алкоголизма.

Но в реформе крылась фатальная ошибка: стеклотара была крайне дорогостоящим товаром на Руси, и водку было попросту не в чем выносить… Антиалкогольная кампания провалилась.

Медаль «За пьянство»

Одну из самых остроумных мер в борьбе с алкоголизмом предпринял Пётр I. В 1714 году он учредил медаль «За пьянство» весом 6,8 килограммов. Ею «награждали» на неделю завзятых пьяниц прямо в полицейском участке. Медаль закрепляли на шее, и самостоятельно снять её было нельзя.

Медаль «За пьянство»

Кроме того, Пётр I предложил купцам и дворянам исключительное право заниматься виноделием на собственных землях. При этом монополия на крепкий алкоголь гарантировала десятую часть доходов государства.

Сухой закон Николая II

Первый в истории Российской империи официальный сухой закон принял Николай II. В 1914 году торговлю алкоголем запретили полностью и повсеместно, кроме ресторанов.

Антиалкогольная агитация

Разумеется, брагу и самогон так же продолжали гнать в русских деревнях, да и высший свет не отказывал себе в винах и шампанском в ресторанах, но антиалкогольная кампания всё-таки дала результат: уже к концу 1914 года более чем вполовину снизилось число арестованных пьяных граждан в Петербурге, а среднее количество потребляемого алкоголя уменьшилось почти в десять раз.

Сухой закон Михаила Горбачёва

Советская власть неоднократно предпринимала попытки организованно бороться с пьянством, но, пожалуй, самым ярким эпизодом этой неравной борьбы стал закон, подписанный Михаилом Горбачёвым, Генеральным секретарем ЦК КПСС, первым и единственным Президентом СССР, в 1985 году.

Цены на водку повысили в три раза, закрыли большинство питейных заведений и точек по продаже алкоголя, ограничили и время его продажи — с 14:00 до 19:00. Советские граждане отпрашивались с работы, чтобы отстоять километровую очередь за бутылкой. Говорящая частушка, ставшая популярной в те годы:

«В шесть часов поёт петух
в восемь — Пугачёва.
Магазин закрыт до двух,
ключ — у Горбачёва».

Очередь за алкоголем в СССР

Все эти жёсткие меры принесли миллиардные убытки государственной казне, выросло количество смертей от некачественной подпольной спиртосодержащей продукции, однако потребление алкоголя в СССР действительно снизилось, практически на четверть. За Горбачёвым при этом надолго закрепились народные прозвища «минеральный секретарь» и «лимонадный Джо».

А что сегодня?

Сегодня борьба с пьянством ограничивается повышениями акцизов на водку, а также разрешением регионам самостоятельно регулировать время продажи спиртного.

Также в определенные государственные праздничные дни вводится полный или частичный запрет на продажу спиртных напитков: День защиты детей, Первый звонок 1 сентября и Последний звонок 25 мая, а также дни проведения школьных выпускных.

  • 30 удивительных исторических фотографий, которых вы ещё не видели!
  • Маяковский — первый пиар-менеджер новой России
  • Внучка Александра II, покорившая модельные подиумы Европы
  • Тюрьма «Чёрный дельфин»: как живут самые опасные преступники России
  • 6 знаменитых личностей, до самозабвения обожавших кошек

Источник: www.factroom.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Funkyshot.ru