Можно ли пить алкоголь перед причастием

Можно ли употреблять алкоголь во время поста перед причастием

Причастие является Божьей благодатью, великим Таинством, через которое христиане могут стать причастны самому Спасителю. Важно знать, как правильно поститься, чтобы после исповедания грехов и причастия получить Божье помазание на веру, силу любви и терпение.

Причастие является открытой дверью для принятия Божьей благодати в жизнь христиан. Через Причастие верующие принимают:

  • в виде кусочка просфоры жертву Иисуса на голгофском кресте, на нем было ломимо тело Христа, и заплачено за все наши грехи и болезни;
  • вино, как Святую кровь Христа, которая дает очищение духу, душе и телу.

Каждый верующий сам несет ответственность за принятие Божьего Таинства, ибо, как пишет апостол Павел, кто делает это, не рассуждая, греша, тот болеет и даже умирает (Кор. 11:28-30).

Довольно тяжелое испытание для христиан, не правда ли? Не принимаешь Причастия, не получаешь благословения и благодати, принимаешь — можешь заболеть и умереть. Где же выход? А выход прост — в посте и исповедании грехов.

Откуда взялся запрет на еду перед Причастием?

Пост — время, когда человек через усмирение плоти старается очиститься от душевных вредных привязанностей и привычек, чтобы приблизиться духовно к Творцу. Пост — время молитв и размышлений о жертве Христа, Ее очищающей и благословляющей силе. Во время подготовки к причастию христиане стараются пересмотреть свою жизнь, выявить в ней грехи и покаяться в них.

Трудно удержаться от соблазнов при сытости и веселье. Трудно не впасть в искушение при употреблении алкоголя или на увеселительных мероприятиях. Во время говенья люди, укрощая плоть, укрощают свои эмоции и нравы. По словам Иоанна Лествица, во время покаяния должна первенствовать чистота молитвы, в безмолвии, послушании отказаться от наслаждений, лукавых мыслей для того, чтобы получить наслаждение в Небесах.

Некоторые христиане могут часами просиживать в социальных сетях, проводить время в пустых разговорах по телефону, принимать участие в сплетнях, но при этом находиться в строжайшем воздержании от пищи, гордясь собой. Хочется разочаровать таких верующих — Бог смотрит не на желудок, а на душу.

Все, что отстраняет христианина от Бога, является грехом.

Важно! Пост — единственная возможность приблизиться к Всевышнему. По мнению священников, пост и молитва — крылья, позволяющие верующей душе взлететь к Небесам.

Первые христиане после Вознесения Иисуса принимали причастие ежедневно, постоянно пребывали в общении. Безусловно, в то время не могло идти и речи о соблюдении поста. Свое послание апостол Павел писал христианам того времени, напоминая о важности раздумий перед принятием Святой жертвы Христа.

Во время апостолов Евхаристия совершалась вечером, но со временем Таинство причастия перенесли на утро, давая возможность верующим с самого утра принять пищу Господню, очищающую кровь и тело.

Первое появление постных дней перед Евхаристией относится к четвертому веку. Священники того времени отмечают охлаждение веры и призывают христиан воздержаться от сексуальных наслаждений и мирских увеселений перед принятием Святых Даров, но при этом ничего не говорилось о пище.

Причастие и алкоголь

Ранние христиане постились трижды в неделю и в дни установленных Церковью постов. Говенье или ограничение в принятии пищи в течение трех-семи дней появляется в начале девятого столетия из-за упадка духовной жизни.

По словам митрополита Волоколамского Илариона, не существует единого требования о трехдневном воздержании перед Евхаристией.

Каждый верующий индивидуально решает, сколько времени ему потребуется, чтобы прийти к чистоте и благоговению перед Господом. Некоторые христиане этот вопрос решают со своим духовным наставником.

Трехдневное воздержание перед принятием причастия не является требованием, а только пожеланием. Оно касается в основном людей, которые участвуют в Евхаристии 2 −3 раза в году. Во время четырех постов нет требований по дополнительному воздержанию.

Священники рекомендуют причащаться каждое воскресенье, чтобы держать себя в чистоте и святости, соблюдая воздержание в еде по средам и пятницам.

Согласно постановлению Православной Церкви во время говенья запрещено вкушать:

  • продукты животного происхождения;
  • яйца;
  • молочные продукты;
  • выборочно — рыбу.

В эти дни пища готовится не для удовольствия ее употребления, а как средство для поддержания здоровья в храме Божьем, т.е. в самом христианине.

Если рыба является основным видом питания, тогда ее можно употреблять.

Перед Евхаристией христиане не принимают пищи, перед этим проведя день в молитвах, отказе от увеселений, употребления алкогольных напитков и секса.

Важно! На таинстве Исповеди следует честно признаться священнику обо всех своих проступках, чтобы он решил, безопасно ли христианину касаться Святых Даров или следует возвратиться домой и тщательно подготовится.

Перед исповеданием и причастием христиане идут на вечернюю службу в храме, утром обязательно присутствуют на Литургии. Искреннее раскаяние на Исповеди открывает двери к Причастию.

Причастие — великая сила, дарующая исцеление, освобождение от зависимостей, прощение грехов и пребывание в радости. К этому таинству допускаются христиане всех возрастов, даже младенцы.

Дети, которым еще не исполнилось 7 лет, причащаются без соблюдения воздержания перед этим, но это не означает вседозволенность в еде и играх. Семя благоговения перед Таинствами, посаженное в детскую душу, даст хороший плод по мере взросления ребенка. В младенческом возрасте подвиг говенье родителей — лучший пример для подрастающего поколения.

Беременные женщины, больные должны тщательно следить за своим питанием, для таковых не существует дней сухоядения. Эта категория христиан уточняет со своим духовным наставником перечень допустимых блюд.

Современная кухня богата всевозможными продуктами, умелое приготовление которых по готовым рецептам не может навредить ни беременным, ни плоду, ни больным.

Милостиво относится Церковь и к той категории людей, которые находятся вне дома и питаются в столовых. Это армия, интернаты, больницы и места лишения свободы. В этом случае по мере возможности следует на несколько дней отказаться от скоромного, усилив молитву и пребывание в Слове.

Умирающие и тяжелобольные люди допускаются к Причастию без всякой подготовки.

Пост — это не диета и наказание, а великое благословение от самого Творца, приближающее нас к Богу.

Постоянно пребывая в молитве, читая «Отче наш» и молитву грешника, постящиеся люди приближаются на очередной шаг к Спасителю, Целителю и нашей надежде на жизнь вечную.

Господь мой, Иисус Христос, Сын Божий, помилуй меня, грешного.

Господь мой, Иисус Христос, Сын Божий, помилуй меня.

Господь мой, Иисус Христос, помилуй меня.

Иисус, Сын Божий, помилуй меня.

Господи, помилуй по великой милости Твоей во имя Отца, Сына и святого Духа. Аминь.

Первым делом, в подготовке к причастию будет осознание смысла в причащении, так многие идут в церковь потому, что это модно и можно было сказать, что вы причащались и исповедались, но на самом деле такое причащение грех. Подготавливаясь к причастию, необходимо понимать, что в церковь к священнику вы идете, в первую очередь, для сближения к Господу Богу и расскаивании в своих грехах, а не устроить праздник и лишний повод, чтобы попить и поесть. При этом идти причащаться лишь потому, что вас заставили, не есть хорошо, на это таинство необходимо ходить по желанию, очищая свою душу от грехов.

Итак, желающий достойно причаститься Святых Христовых Таин, должен за два-три дня молитвенно подготовить себя к этому: молиться дома утром и вечером, посещать церковные богослужения. Перед днем причащения надо обязательно быть на вечерней службе. К домашним вечерним молитвам добавляется (из молитвослова) правило ко Святому Причащению.

Главное дело — живая вера сердца и теплота раскаяния во грехах.

С молитвой соединяется воздержание от скоромной пищи — мяса, яиц, молока и молочных продуктов, при строгом посте и от рыбы. В остальной пище надо соблюдать умеренность.

Желающий причаститься должен, лучше всего накануне, до или после вечернего богослужения, принести искреннее раскаяние в своих грехах перед священником, чистосердечно раскрывая свою душу и не утаивая ни одного греха. Перед исповедью нужно непременно примириться как со своими обидчиками, так и с теми, кого обидел сам.

На исповеди лучше не дожидаться вопросов священника, а рассказывать ему все, что есть на совести, ни в чем себя не оправдывая и не перелагая вину на других. Ни в коем случае нельзя на исповеди осуждать кого-либо или рассказывать о чужих грехах. Если нет возможности исповедаться вечером, нужно сделать это до начала литургии, в крайнем случае — до Херувимской песни.

Без исповеди никто, кроме младенцев до семи лет, не может быть допущен к Святому Причащению. После полуночи запрещается есть и пить, к Причастию нужно приходить строго натощак. К воздержанию от пищи и пития перед Святым Причащением надо приучать и детей.

Дни говения длятся обычно неделю, в крайнем случае — три дня. В эти дни предписывается пост. Из рациона исключается скоромная пища — мясные, молочные продукты, яйца, а в дни строгих постов — и рыба. Супруги воздерживаются от физической близости. Семья отказывается от развлечений и просмотра телепередач.

Если позволяют обстоятельства, в эти дни следует посещать богослужения в ;храме. Более прилежно выполняются утреннее и вечернее молитвенные правила, с добавлением к ним чтения Покаянного канона.

Независимо от того, когда в храме совершается Таинство Исповеди — вечером или утром, необходимо накануне причащения посетить вечернюю службу. Вечером, перед чтением молитв на сон грядущим читается три канона: Покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, Богородице, Ангелу хранителю. Можно читать каждый канон отдельно, либо пользоваться молитвословами, где эти три канона объединены. Затем читается канон ко Святому Причащению до молитв ко Святому Причащению, которые читаются утром. Тем, кому трудно совершать такое молитвенное правило в один день, берут благословение у священника прочитать три канона заранее в течение дней говения.

Детям довольно трудно соблюсти все молитвенные правила подготовки ко причастию. Родителям необходимо вместе с духовником выбрать оптимальное количество молитв, которое будет по силам ребенку, затем постепенно увеличивать число нужных молитв, необходимых для подготовки к причастию, вплоть до полного молитвенного правила к Святому Причащению.

Для некоторых составляет большую трудность прочтение необходимых канонов и молитв. По этой причине иные годами не исповедуются и не причащаются. Многие путают подготовку к исповеди (при которой не требуется столь большой объем прочитанных молитв) и подготовку к причастию. Таким можно рекомендовать приступать к Таинствам Исповеди и Причастия поэтапно.

Сначала нужно должным образом подготовиться к исповеди и при исповедании грехов попросить у духовника совета. Нужно молиться Господу, чтобы Он помог преодолеть трудности и дал силы достойно приготовиться к Таинству Причащения.

Поскольку принято приступать к Таинству Причащения натощак, с двенадцати часов ночи уже не едят и не пьют (курящие — не курят). Исключение составляют младенцы (дети до семи лет). Но и детей с определенного возраста (начиная с 5-6 лет, а если возможно и ранее) необходимо приучать к существующему правилу.

Утром также ничего не едят и не пьют и, естественно, не курят, можно только почистить зубы. После прочтения утренних молитв читаются молитвы ко Святому Причащению. Если утром чтение молитв к Святому Причащению затруднительно, то нужно взять благословение у священника прочитать их вечером накануне. Если в храме исповедь совершается утром, необходимо прийти вовремя, до начала исповеди. Если исповедь была совершена накануне вечером, то исповедующийся приходит к началу службы и молится со всеми.

Людям, впервые прибегающим к Причащению святых Таинств Христовых, нужно неделю постится, тем, кто реже двух раз в месяц причащается, или не соблюдает среду и пятницу посты, или часто многодневные посты не очень то соблюдает, — три дня перед причастием постится. Не есть животную пищу, не употреблять алкоголь.

Да и постной пищей не объедаться, а есть в меру необходимости для насыщения и только. А вот кто каждое воскресенье (как и положено хорошему христианину) прибегает к Таинствам, можно поститься только среду и пятницу, как обычно. Некоторые еще добавляют — и хотя бы в субботу вечером, или в субботу — не есть мясного. Перед причастием с 24 часов уже не есть, и ничего не пить. В положенные дни поста употреблять только растительного происхождения пищу.

Также очень важно в эти дни удерживать себя от злобы, зависти, осуждения, пустых разговоров и телесного общения между супругами, а также в ночь после причастия тоже. Деткам до 7 лет не нужно ни поститься, ни исповедоваться.

Также, если первый раз человек идет к причастию, нужно постараться вычитать все правило, прочесть все каноны (в лавке можно специальную книжечку купить, называется «Правило ко Святому Причащению» или «Молитвослов с правилом ко причастию», там все понятно). Чтобы не было так сложно, можно это сделать, разделив на несколько дней чтение этого правила.

Помните, что в храм ходить грязным не разрешается, если конечно того не требует жизненная ситуация. Поэтому подготовка к причастию подразумевает, то, что в день, когда вы идете на таинство причастия, вы должны вымыть свое тело от физической грязи, то есть принять ванну, душ или сходить в баню.

Перед самой же исповедью, которая является отдельным таинством, (не обязательно после нее должно следовать Причастие, но желательно), можно пост не держать. Исповедоваться человек может в любое время, когда ощутит в сердце своем, что ему нужно покаяться, исповедовать грехи и как можно быстрее, чтобы душу не отягчали. А причаститься, должным образом подготовившись, можно и позже. В идеале, если получится, то хорошо бы и вечернюю службу посетить, и особенно перед праздниками или днем ангела своего.

Абсолютно не допустимо держать пост в еде, но никак не поменять течение своей жизни: продолжать ходить на увеселительные мероприятия, в кино на очередной блокбастер, в гости, просиживать весь день за компьютерными игрушками и т. д. Главное в дни подготовке к Причастию — прожить их отлично от других дней повседневности, потрудиться не много для Господа. Поговорить со своей душой, почувствовать почему она духовно соскучилась. И сделать, то, что давно откладывали. Почитать Евангелие или духовную книжку; навестить любимых, но забытых нами людей; попросить прощение у того, у кого было стыдно его просить и мы откладывали на потом; попробовать в эти дни отказаться от многочисленных привязанностей и вредных привычек. Проще говоря, в эти дни надо быть смелее быть лучше, чем обычно.

Само Таинство Причастия происходит в Церкви на богослужении, которое называется литургия. Как правило, литургия совершается в первой половине дня; точное время начала богослужений и дни их совершения следует узнавать непосредственно в том храме, в который вы собираетесь пойти. Обычно службы начинаются в интервале от семи до десяти часов утра; продолжительность литургии в зависимости от характера службы и отчасти от количества причастников от полутора до четырех-пяти часов. В соборах и монастырях литургии служатся ежедневно; в приходских храмах по воскресным дням и в церковные праздники. Готовящимся к Причастию желательно присутствовать на службе с ее начала (ибо это единое духовное действо), а также накануне быть на вечернем богослужении, которое является молитвенной подготовкой к литургии и Евхаристии.

Во время литургии нужно безвыходно пребывать в храме, молитвенно участвуя в службе до тех пор, пока священник выйдет из алтаря с чашей и провозгласит: «Со страхом Божиим и верою приступите». Тогда причастники выстраиваются один за другим перед амвоном (сначала дети и немощные, затем мужчины и за ними женщины).

Руки должны быть сложены крестообразно на груди; перед чашей креститься не положено. Когда подойдет очередь, нужно стать перед священником, назвать свое имя и открыть рот так, чтобы можно было вложить лжицу с частицей Тела и Крови Христовых. Лжицу нужно тщательно облизать губами, и после того, как промокнут губы платом, с благоговением поцеловать край чаши. Затем, не прикладываясь к иконам и не разговаривая, нужно отойти от амвона и принять «запивку» — св. воду с вином и частицу просфоры (таким образом как бы омывается полость рта, дабы мельчайшие частицы Даров случайно не исторгнуть из себя, например, при чихании). После причастия нужно прочитать (или выслушать в Церкви) благодарственные молитвы и в дальнейшем тщательно хранить душу свою от грехов и страстей.

Каждому причастнику нужно хорошо знать, как следует подходить к Святой Чаше, чтобы причащение происходило чинно и без суеты.

Перед тем как подходить к Чаше надо сделать земной поклон. Если причастников много, то, чтобы не мешать окружающим, поклониться нужно заранее. Когда отверзаются царские врата, надо перекреститься и сложить руки крестообразно на груди, правую руку поверх левой, и с таким сложением рук причащаться; отходить от Чаши нужно не разнимая рук.

Подходить надо с правой стороны храма, а левую оставлять свободной. Первыми причащаются служители алтаря, затем монахи, дети и только потом все остальные. Нужно уступать ближним дорогу, ни в коем случае не толкаться. Женщинам перед причастием нужно стереть губную помаду. Подходить к причастию женщинам с покрытой головой.

Подойдя к Чаше, следует громко и отчетливо назвать свое имя, принять Святые Дары, разжевать (если это необходимо) и немедленно проглотить Их, а нижний край Чаши поцеловать как ребро Христово. Нельзя трогать Чашу руками и целовать руку священника. У Чаши креститься запрещено! Поднимая руку для крестного знамения, можно случайно толкнуть священника и разлить Святые Дары.

Отойдя к столику с запивкой, надо съесть антидор или просфору выпить теплоту. Только после этого можно прикладываться к иконам.

Если Святые Дары преподают из нескольких Чаш, принимать их можно только из одной. Нельзя причащаться дважды в день. В день Причастия не принято вставать на колени, за исключением поклонов Великим постом при чтении молитвы Ефрема Сирина, поклонов перед Плащаницей Христовой в Великую Субботу и коленопреклонных молитв в день Святой Троицы.

Придя домой, следует, прежде всего, прочитать благодарственные молитвы по Святом Причащении; если их читают в храме по окончании службы, надо прослушать молитвы там. После причащения до утра не следует также ничего выплевывать и прополаскивать уста. Причастники должны стараться хранить себя от праздных разговоров, особенно от осуждения, а чтобы праздных разговоров не было, надо читать Евангелие, молитву Иисусову, акафисты, Священное Писание.

Источник: orensad65.ru

10 правил при посещении храма: как подготовиться к исповеди

10 правил при посещении храма: как подготовиться к исповеди

Мы публикуем отрывок из книги, выпущенной «Вечеркой» – «10 правил, которые необходимо знать при посещении храма». К исповеди нужно тщательно готовиться: вспомнить свои грехи, можно записать их на бумагу, прочитать положенные молитвы, стараться исповедоваться регулярно.

Рассказывает Протоиерей Олег Стеняев, священник храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках: — Как готовиться к таинству исповеди? — Таинство исповеди требует тщательной подготовки. Человек должен понимать, что исповедь совершается не перед священником, а перед самим Христом, а служитель церкви только свидетель исповеди.

Задача человека на исповеди — обвинять себя, а не оправдывать, как мы часто поступаем в обычной, повседневной жизни. В момент, когда мы себя обвиняем, Бог становится нашим оправданием. Он начинает оправдывать нас, видя такое наше смирение. Лучше готовиться и к исповеди, и к святому Причастию.

Потому что если избавиться от грехов на исповеди, но не наполнить свою душу присутствием Христа, ее могут заполонить нечистые духи. Воцерковленному человеку нужно три дня поститься. Тому, кто в первый раз и кому тяжело может даваться пост, даются послабления — поститься можно один день. То есть не вкушать скоромного, молочного, белкового и читать молитвы. Это — обязательно!

Также не стоит забывать о трех днях целомудренного поведения. Однако если вы впервые идете в храм и не прочитали положенные молитвы, надо знать — в храме специально для таких людей читают молитвы! Человек просто должен выслушать их. С утра ничего не есть и не пить, даже кофе или чай.

Приходить на исповедь надо вовремя, не опаздывать, к священнику подойти заранее, если в первый раз — сказать ему об этом. Потому как в этом случае священник должен будет проявить большее внимание. Некоторым рекомендуется записывать свои грехи, дабы не забыть, потом эта бумага передается священнику. После исповеди она сжигается.

То есть разрешается свои грехи вслух не проговаривать, отдав бумажку священнику, который прочитает. После исповеди священник читает разрешительную молитву, после чего тот, кто исповедовался, целует крест и Евангелие. Затем он спрашивает благословение на Причастие и ожидает, когда вынесут Чашу со Святым Причастием.

Важно знать, что, несмотря на то, что к исповеди надо готовиться, бывает так, что человек совершил грех и на душе ему тяжело. В таком случае допустимо прийти и исповедаться, без Причастия, и спросить у священника, когда ему прийти причаститься. — А нужно ли расшифровывать грехи, которые называешь или записываешь на бумаге? — Достаточно лаконичной записи на бумаге.

Если говорить о распространенных сейчас грехах, то возьмем, к примеру, прелюбодеяние. Здесь пишется так: если это измена жене или мужу — прелюбодеяние, если одинокий человек имел сексуальные отношения, но без придания им священного характера (освященными отношениями считаются те, от которых рождаются дети), такие отношения называются блуд. Подробностей здесь не надо.

— Можно ли просить прощения за грехи, которые ты не помнишь? — В христианстве существует совершенно особое таинство — соборования. Совершается оно обычно над больными людьми. Человек не всегда может понять, за что ему эта или иная болезнь, потому что может элементарно не помнить. А болезнь, наверняка, связана с грехами. Вот именно на соборовании и снимаются забытые грехи.

Человеку становится лучше, его тело и душа исцеляется. — Если грехи повторяются от исповеди к исповеди, нужно ли их каждый раз исповедовать? — Никогда нельзя думать, что с грехом нельзя справиться. Чем регулярнее человек будет исповедоваться и причащаться, тем меньше будет его склонность к греху.

У многих возникает вопрос — зачем причащаться, если ты уже исповедовался и грехов на тебе нет? А смысл в том, что на Причастии искореняется сама склонность, тяга к греху. Ведь грех — это продукт некой предрасположенности, психических эмоций и переживаний. Потому Причастие — это радикальное средство в борьбе с грехами.

— А если человек не чувствует за собой грехов, должен ли он исповедоваться? — Не видение своих грехов мы считаем болезненным духовным состоянием. Есть две крайности. Приведу пример. Приходит человек на исповедь и говорит: «Грешен во всем!» Я его спрашиваю: «Кого топором убил, утопил?» Он отвечает: «Да что вы! Нет, конечно». А что тогда?

И начинается исповедь. Есть другая крайность. Человек приходит: я не чувствую за собой грехов. На что я отвечаю: Тогда идите, и есть другие религиозные группы, где люди вообще не исповедуются (я имею в виду другие религии). У нас, христиан, все строится на избавлении от грехов — крещение, исповедование, причащение — каждое таинство связано с оставлением грехов.

Человек в недоумении: «Я же христианин!» Отвечаю ему: «Тогда давай посмотрим, какой ты христианин. Ты посты соблюдаешь?» Нет. «В церковь часто ходишь?» Нет. «Когда последний раз был у матери? По телефону общаешься? Значит, не исполняешь заповедь почитания отца и матери». Священник как раз и обязан показать, что нет безгрешных людей. Ты не убивал, но прелюбодействовал.

Ты не прелюбодействовал, но воровал. Не воровал — так завидовал. А в Писании сказано: виновен в одном — виновен во всем. — А с какого возраста могут исповедоваться дети? — Детям рекомендуется с семи лет.

К детям совсем другой подход. Священник не может спросить у ребенка, скажем, о прелюбодеянии. Он спросит, хорошо ли мальчик относится к девочкам, не дергает ли он их за косу, а у девочки — не дерется ли она с мальчиками, не ругается, нормальные отношения в классе, на улице. То есть для ребенка исповедь имеет другой формат.

И когда мы оканчиваем исповедь ребенка, мы всегда у него спрашиваем: а что ты делаешь для того, чтобы исправиться? И дети по-разному отвечают. Но надо добиться, чтобы он сказал, что просит прощения. Если он скажет, что я, к примеру, молюсь, — это хорошо. Или я хожу в церковь, — это тоже хорошо. Но если ты кого обидел, с родителями поссорился, как ты решаешь это вопрос?

Если он скажет, что просит прощения, тогда на этом исповедь оканчивается. — А можно исповедоваться и не причащаться и, наоборот, причаститься, не исповедовавшись? — Причащаться без исповеди не рекомендуется, потому как Причастие это особое таинство, требующее подготовки. Известны случаи, когда человек умирает, причастившись без предварительной исповеди.

Причастие без исповеди — этот тот комический случай, когда человек сам себя провозглашает безгрешным. А исповедоваться без причастия можно, например, если нечто экстренное. — Многие, приходя на исповедь, сначала просят прощения у прихожан, что в церкви. Нужно ли это делать? — Так делают, но если человек стеснительный, то он может и не делать этого.

— Существует ли общая исповедь? — В христианстве тайну исповеди соблюдает священник. В древности был обычай, когда люди вступали в общину, они открыто перечисляли все свои грехи. Как и в монастырях. Сейчас традиции общей исповеди остались.

Откуда они пошли? Представьте себе воскресный праздничный день, когда на исповедь выстроилось двести человек, а исповедует только один священник. Ему надо исповедовать всех до молитвы «Отче наш», чтобы потом идти в Алтарь. И как это сделать? Именно для такого случая существует общая исповедь.

Выглядит она так: священник называет все грехи, например: «Пребывал в забвении, не всегда помнил о Боге своем. Грешен?», — спрашивает. И люди отвечают хором: «Грешен!» Дальше: «Надеялся на силы свои и своих друзей больше, чем на Бога своего. Грешен?» Грешен, ответят ему. «Произносил имя Божие всуе? Не молился?

Не читал Писание? Нарушал постные и праздничные дни? Плохо заботился о детях и подчиненных?» Так происходит момент открытой исповеди. И все-таки мы рекомендуем приходить на серьезную исповедь не в праздник, а на буднях, когда народу мало. Чтобы священник мог уделить вам больше внимания. Тем более — если исповедуетесь в первый раз.

— Если человек исповедовал один раз грех у священника, надо ли ему этот грех, если он не повторялся, исповедовать в другом храме, у другого священника? — Ни в коем случае! Грех исповедуется только один раз. Если один и тот же грех исповедовать несколько раз, он оскверняет таинство исповеди. Второй раз грех исповедуется, если он, не дай Бог, повторяется.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Как причащаться: советы для тех, кто делает первые шаги в храме «Вечерняя Москва» издала сборник «10 правил, которые необходимо знать при посещении храма». Предлагаем вашему внимаю первую главу из этой книги, посвященную Таинству Святого Причастия. Во время Великого поста нужно обязательно ходить на исповедь и причастие.

Перед Причастием нужно поститься, накануне принять участие в вечерней службе, прочитать Последование ко Святому Причастию в молитвослове, исповедоваться и получить у священника разрешение на Причастие. Подходя к Чаше, руки сложить на груди, правую положить на левую. Стоя перед Чашей, не принято ни креститься, ни кланяться. После принятия Причастия принято целовать край Чаши.

Архиепископ Егорьевский Марк (Головков), руководитель управления Патриархии по зарубежным учреждениям: — Таинство Святого Причастия — самая главная часть богослужения для мирянина. Относиться к нему следует крайне серьезно. Готовиться ко Святому Причащению нужно заранее.

Обычно практикуется такой подход: готовящийся к Причащению человек постится какое-то время в зависимости от благословения священника, потом, накануне Причастия, приходит на вечернюю службу, молится. Накануне Причащения с вечера вообще нельзя есть или пить, но это правило может нарушаться, к примеру, если здоровье человека не позволяет следовать строгому посту.

В этом случае возможны и послабления. Может быть специальное молитвенное правило, также по благословению его священника. Перед Причастием прихожанин обязательно должен прочитать Последование ко Святому Причащению (свод молитв к Причастию, в период Великого Поста и других постов порядок прочтения меняется. — Прим. ред.).

Затем мирянин приходит на Богослужение, исповедуется он либо накануне, либо непосредственно перед Причастием, получает разрешение от своих грехов и допускается своим священником до Таинства Причастия. В древности христиане причащались накануне Литургии, то есть до Богослужения. С течением времени порядок изменился (далее…).

Андрей Кураев: «Душе угрожает не только сосиска на тарелке, но и похабная передача» Все, кто постился, знают, что в эти дни искушения одолевают с особенной силой – вдруг начинают «терзать» мысли о еде, случаются вспышки гнева, ссоры с близкими. Это происходит, потому что пост как бы высвечивает немощи нашей души.

Но надо все равно идти путем покаяния и молитвы. – Не стоит считать негативные переживания во время Великого поста – искушениями, которые исходят от самого cатаны, – предупреждает дьякон Андрей Кураев. – Не надо думать, что у сатаны есть какой-то рабочий, «сезонный график», когда ему весной, во время поста, Богом позволяется больше, чем в другое время года. Если человек более менее серьезно поститься – нарушается его обычный режим питания.

Если у вас нет соответствующей привычки – держать пост всерьез, то перестройка вашей психики может не «поспевать» за изменением режима питания. Важно понять – эти срывы могут происходить от того, что человек «увлекшись постом» слишком много внимания уделяет своей тарелке, а не своим человеческим долгам – этическим и социальным. И тогда этот перекос – бумерангом к нему возвращается (далее. ).

Источник: vm.ru

Как постятся перед Причастием и Исповедью православные

Пост перед Причастием

Для начинающего церковную жизнь – вопрос «как и сколько дней православному держать пост перед Причастием и Исповедью» непраздный. Правда, многие новоначальные христиане, пытаясь сделать все «правильно», обнаруживают, что… правило, собственно, одно: подготовить душу. Что же может помочь в этом? Ответы и советы — в короткой статье.

Сроки поста перед причащением

Устав, которым сейчас пользуется Русская Церковь, определяет, что воздержание необходимо в течение недели. Однако, современные пастыри оговаривают, что это – иноческое правило на самом же деле сроки пощения – индивидуальны в каждом случае, например:

  • если человек не был в храме несколько лет, имеет тяжелые грехи, то срок подготовки может быть больше;
  • причащающийся еженедельно, конечно, не может соблюдать воздержание во все дни;
  • иногда бывает, что по необходимости срок воздержания может вообще составить несколько часов.

Сколько поститься перед Причастием

Сколько поститься перед Причастием

Все эти и подобные вопросы определяются не какими-либо церковными правилами, но духовником, или священником, к которому обратился верующий.

Трехдневный пост

Сейчас это – самая распространенная практика для тех, кто, как рекомендуют многие современные пастыри, приступают ко Причащению примерно раз в месяц. Уставом она, однако, никак не прописана, хотя церковное священноначалие признает ее вполне приемлемой.

Об участии верных в Евхаристии

Документ РПЦ «Об участии верных в Евхаристии» принят на Архиерейском совещании, которое проходило в Москве в начале февраля 2015 года. В нем содержатся ответы на многие вопросы, касающиеся подготовки к Причастию. Среди наиболее значимых положений можно выделить:

  • категорический запрет причащаться в состоянии ненависти, озлобленности, с тяжелыми нераскаянными грехами, даже если человек соблюдал уставные ограничения в пище;
  • возможность, по благословению священника, причащаться без воздержания и Исповеди на Светлой Седмице, если мирянин соблюдал Великий Пост; при этом ему не запрещается принести покаяние и в эти дни, если есть потребность;
  • приемлемость двух традиций– трехдневного воздержания для принимающих Таинство несколько раз за год и 6-8 часов для причащающихся часто.

Как постятся перед Причастием и Исповедью православные

Вместе с тем, многие вопросы длительности, характера поста отдаются на решение духовника, знающего душевное и физическое состояние человека.

Тем, кто соблюдает все посты

Отдельное внимание Архиерейское Постановление от 5 февраля 2015 года уделяется срокам поста перед Причастием.

В документе говорится о существовании двух параллельных традиций. Трехдневного поста перед принятием таинства для тех, кто причащается несколько раз в году, и 6 — 8 часовым постом для тех, кто причащается раз в неделю и чаще и соблюдает многодневные и однодневные посты, принятые в Православной Церкви.

Хотя мнения священнослужителей разнятся:

  • одни полагают, что для такого верующего достаточно воздержания от пищи и питья с 12 ч. ночи накануне; некоторые советуют причащаться таким образом на Светлой Седмице, когда Церковь вообще не благословляет воздержание;
  • другие считают, что оно воздержание необходимо всем, а тому, кто соблюдает все церковные посты, может быть, стоит его усилить, например, отказаться от постной, но любимой пищи, попытаться отойти хоть на время от наиболее мучительных греховных страстей.

В конечном итоге, подобные вопросы обычно рекомендуют решать со своим духовником.

В «Сплошную седмицу»

В документе «Об участии верных в Евхаристии» разъясняется вопрос о причащении на Пасхальной неделе и в дни Рождественских святок, когда воздержание не положено, тогда пост можно соблюдать лишь с 12 часов вечера и до принятия причастия:

«Особый случай в отношении практики подготовки ко святому причащению составляет Светлая седмица – неделя после праздника Пасхи Христовой.

Древняя каноническая норма об обязательном участии всех верных в воскресной Евхаристии в VII веке была распространена и на Божественные литургии всех дней Светлой седмицы:

“От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до Недели Новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Таинами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся” (66-е правило Трулльского Собора). Из этого правила ясно следует, что миряне призываются причащаться на литургиях Светлой седмицы.

Имея в виду, что на Светлой седмице Устав не предусматривает поста и что Светлой седмице предшествуют семь недель подвига Великого поста и Страстной седмицы, – следует признать соответствующей каноническому преданию сложившуюся во многих приходах Русской Православной Церкви практику, когда соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко святому причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи.

Аналогичная практика может быть распространена на период между Рождеством и Богоявлением. Готовящимся ко причащению в эти дни следует с особым вниманием блюсти себя от неумеренного потребления пищи и пития».

То есть, если человек соблюдал, как положено православному христианину, предшествующий празднику пост (Рождественский или Великий), а также не вкушал скоромного по средам и пятницам в течение года, то он может причащаться без трехдневного пищевого поста.

В субботу, накануне причащения

Вопросы такого рода возникают потому, что Церковь обычно не приветствует посты в субботние и воскресные дни. Между тем, многие миряне причащаются именно в воскресенье. К тому же бывает, что великие праздники выпадают, например, на понедельник, что также ставит вопрос о посте накануне. Вот что говорит по этому поводу святитель Иоанн:

«Доброе дело пост. Но доброе должно быть и совершаемо добрым образом. Если же кто постится, преступая законоположения Апостольские, или Святых Отец, тот должен услышать, что не добро доброе, когда не добрым образом совершается.

Итак, когда правило постановляет не поститься в субботу и в день Господень, а клирик постится; то он подлежит извержению, а мирянин отлучению. Но если кто постится в определенные дни, может быть в продолжение десяти или осми дней ради подвига воздержания, в таком случае к определенным дням… причисляются и субботы и дни Господни. Так делали и многие святые отцы, когда постились и до сорока дней».

Таким образом, запрета на воздержание в субботние дни, если в воскресенье предстоит Причастие, нет. Но, если есть сомнения, их лучше обговорить со священником.

Что такое литургический пост

Его также называют евхаристическим. Это полное воздержание от пищи, питья, которое предшествует непосредственно Евхаристии.

Как постятся перед Причастием и Исповедью православные

Литургический пост перед Причастием

Сколько часов длится евхаристический пост перед Причастием?

Согласно православной традиции:

  • если Таинство планируется утром, полное воздержание следует соблюдать с полуночи.
  • если причащаться верующий думает вечером (например, Литургия Преждеосвященных Даров в некоторых храмах служится по древней традиции, в вечернее время), то воздержание продлится 6 часов.

Сколько поститься перед ночной литургией

На Пасху, Рождество Христово, Крещение Господне в храмах совершается Божественная литургия ночью. Желающий Причаститься, согласно документу «Об участии верных в Евхаристии», должен полностью воздерживаться от еды и пищи не менее 6 часов. Зная примерно во сколько в вашем храме начинают подходить к Чаше, можно вычислить время начала. Как правило, перед Рождественской и Крещенской службой Евхаристический пост начинают около 19.00, перед Пасхальной — не позднее 21-22 часов

В чем смысл поста перед Причастием

Евхаристия – встреча с Христом, входящим в наши тело и душу. Господь – милостив, любит каждого, но если душа человека предана страстям, ненависти, осуждению, она может оказаться просто несовместима с Тем, с Кем соединится в Причастии.

Вот как говорит об этом архимандрит Иоанн (Крестьянкин):

«Достойно причащающийся вкушает жизнь, а недостойно причащающийся вкушает смерть. Хотя смерть эта не часто последует видимо, но невидимо совершается в духе и сердце человека. Вот иногда мы слышим, что кто-то причастился и, не дойдя до дома, умер по той или иной причине.

«Ну, слава Богу, только что причастился человек, каждому бы так умереть». Как еще сказать: счастливая ли это смерть, а может быть, и эта смерть – следствие недостойного причащения Святых Христовых Тайн, от чего сохрани нас, Господи!»

Но что значит «достойно причаститься», если человек буквально не может не грешить, не оступаться, хотя бы по неведению?

По слову прп. Серафима Саровского, подходить в главному Таинству «в смиренном сознании всецелой греховности своей, с упованием и твердою верою в неизреченное Божие милосердие».

И, как знают люди духовно опытные, чтобы достичь этого состояния души, необходимо хотя бы ненадолго «оторваться от земли», подумать о своей жизни, вырвавшись из житейской суеты.

Пост перед Причастием

В чем смысл поста перед Причастием

Этому-то помогает по мере возможности ограничение тела: воздержание от скоромной пищи (животного происхождения), супружеских отношений, а также разного рода мирских развлечений, рассеивающих ум. И, не имея сил преодолеть ту или иную страсть, нужно показать хотя бы произволение, желание измениться, а также – понимание, что сделать это невозможно без Божией помощи, подаваемой в Таинствах.

Пост перед Исповедью

Покаяние – Таинство, логично следующее за воздержанием перед Причастием: осознавший свои немощи, ошибки, заблуждения просто не может идти с этим грузом на встречу с Христом: отсюда – Исповедь, разрешающая от грехов, которая предшествует Таинству.

Однако, пост, соблюдаемый тогда, когда человек намерен после Исповеди причаститься – все-таки держится именно ради этого.

Церковный Устав не знает отдельного воздержания перед Таинством Покаяния, хотя особая молитвенная сосредоточенность и некоторая мера пощения, помогающая осознать грехи, конечно, приветствуется.

Но если Исповедь совершается не с намерением затем причаститься, воздержание перед ней не обязательно.

Как постятся перед Причастием и Исповедью православные

Исповедь перед Причастием

Что нельзя есть

Готовящийся к принятию Святых Христовых Таин воздерживается от пищи животного происхождения:

  • яиц;
  • колбас;
  • мяса животных и птиц;
  • молока и молочных продуктов.

Многие не кушают рыбу, а также воздерживаются от употребления лакомств (постных сладостей) или ограничивают их.

Что можно кушать

Традиционно перед Причастием исключив из рациона продукты животного происхождения, вкушают растительную пищу. Это:

  • овощи;
  • хлеб (не сдобный!);
  • фрукты;
  • орехи;
  • каша на воде;
  • чай

Строгие постники также могут отказываться от растительного масла.

Кофе

Сам он (без молока) является растительным продуктом, поэтому употреблять напиток можно. Другое дело, что, если этот напиток любимый, от него, в порядке телесного подвига, можно и отказаться, либо сократить количество.

Можно ли рыбу в пост перед Причастием

Обычно перед Таинством от нее стараются отказаться, особенно если ко Причащению готовятся во время строгих периодов воздержания – Великого, Успенского поста. Да и в другие дни воздержание от рыбы на несколько дней вполне посильно.

Как постятся перед Причастием и Исповедью православные

Курить нельзя?

Церковь в принципе не одобряет эту страсть. Понятно, что во время подготовки к Таинству, а это несколько дней, от сигареты воздержаться сложно.

Но категорически нельзя курить после полуночи дня Причащения.

Вот что говорит об этом иерей Владимир Русин:

«Курение трудно объяснить какой-то естественной потребностью — оно ведь не нужно человеку. Ингаляция бывает нужна. А вот эти дымящиеся палочки — зачем? Поэтому можно от этого пристрастия избавиться. Но для этого нужно не просто постоянно каяться, но и иметь решимость бросить курить. Примеров, когда человек справляется, достаточно.

По словам бывших курильщиков, им часто помогали не таблетки, не пластыри, а именно подготовка к Причастию».

Супружеский пост

Это отказ от супружеских отношений перед Таинством. Он дается просто, если муж и жена православные, но сложно – если воцерковлен только один. В этом случае о длительности поста лучше посоветоваться со священником. Впрочем, большинство пастырей не видят проблемы в том, чтобы, по крайней мере, воздержаться с ночи.

Можно ли причащаться без поста?

Причащаться без поста можно по благословению священника, если:

  • соблюдению воздержания препятствуют особые обстоятельства «непреодолимой силы», например, заболевание, при котором показано употребление скоромной пищи;
  • если Таинство совершается «страха ради смертного», в опасности для жизни;
  • если есть иные обстоятельства, которые также необходимо сообщить духовнику или, если его нет, совершающему Таинство священнику.

Как поститься болящим и беременным?

Так, чтобы не нанести ущерба организму, а то и будущему ребенку. Нельзя отказываться от лекарств, принимаемых неопустительно, по жизненным показаниям, с рассуждением следует соблюдать пост также беременной женщине.

О своих проблемах здоровья лучше предупредить священника и вместе с ним определить меру пощения.

Во всяком случае, телесные послабления не отменяют необходимости молитвы, воздержания от развлечений.

Источник: pravslov.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Funkyshot.ru