Стоит ли пить алкоголь перед экзаменом

1. Соколков Е.А., Мельников В.И. Стратегия преодоления стресса в экстремальных ситуациях: монография. – Новосибирск, 2006. – 368 с.

Обучение в медицинских вузах требует от студентов-медиков огромных умственных и физических затрат. Самым серьезным испытанием для студентов является экзаменационная сессия. Объём информации, требующий запоминания, как правило, огромен.

Увеличивается тревожность, снижается аппетит, учащается пульс, появляется дрожь в конечностях, усугубляет всё бессонница – вот типичные проявления страха перед экзаменами. Студент переживает явление, которое называют экзаменационным стрессом [1]. Экзаменационный стресс проявляется у студентов независимо от степени добросовестности подготовки к учебному процессу. В связи с этим достаточно частыми вопросами у студентов 3 курса медицинского ВУЗа, изучающих фармакологию, являются: «Какое лекарственное средство можно принять в качестве средства для улучшения процесса запоминания? Какой «стимулятор умственной деятельности» эффективнее?» Именно стимуляторы умственной деятельности студенты считают «панацеей» в период сессии.

Дан ответ! — Стоит ли пить успокоительные препараты перед экзаменами в ГИБДД — Экзамен в ГАИ 2022

В настоящее время под стимуляторами познавательной деятельности понимают группу ноотропов, которая объединяет различные классы лекарственных средств, различающихся по химическому строению и механизму действия. К этой группе препаратов относят метаболические и антиоксидантные препараты, препараты, обладающие выраженной способностью вызывать расширение сосудов мозга (винпоцетин, циннаризин). Ноотропными могут считаться также кофеин, женьшень, лимонник, некоторые витамины (B6, B15, BC и B12), препараты йода. Данные литературы свидетельствуют о том, что прием ноотропных препаратов, своеобразных «допингов» во время сессии практикуют студенты многих учебных заведений США и Европы.

Цель исследования – изучение применения студентами во время экзаменационной сессии лекарственных средств для повышения умственной деятельности и установление зависимости между приёмом лекарственных средств и итогами сессии.

Материал и методы исследования

В исследовании принимали участие 235 студентов-добровольцев 3 курса лечебного и педиатрического факультетов медицинского института СВФУ в течение 3 лет. Каждый доброволец был анкетирован. Анкета состояла из следующих пунктов: пол, возраст, курс, степень стрессируемости (субъективно) во время сессии, прием лекарственных препаратов и БАД для улучшения умственной деятельности во время сессии, наименование лекарственных препаратов, эффективность от приёма препаратов, итоги последней сессии.

Средний возраст студентов составил 20,5±0,2 лет. В анкетировании приняли участие 31% юношей и 69% девушек.

Из анкетированных студентов субъективно экзаменационный стресс во время сессии испытывают 49,7% студентов, более стрессоусточивыми себя считают 50,3% студентов.

Во время сессии 33,8% анкетированных студентов принимали фармакологические средства, соответственно, 66,2% человек не использовали медикаментозных препаратов для улучшения запоминания.

Что выпить перед Экзаменом? Добавки для мозга

Наиболее часто применяемыми группами лекарственных средств для улучшения запоминания оказались:

1) Ноотропы и препараты с ноотропной активностью (пирацетам, фенотропил, афабозол, фенибут, церебролизин, кортексин, глицин) – 60,5%;

2) Витаминные препараты (поливитамины) – 30,3%;

3) Препараты йода для профилактики и лечения заболеваний щитовидной железы (йодомарин) – 19,6%;

4) Седативные средства (препараты валерианы, ново-пассит) – 6,8%;

5) БАДы (на основе гинкго билоба) – 3,9%.

При анализе ассортимента, принимаемых лекарственных средств, чаще использовались поливитамины (30,3%), пирацетам (ноотропил; 29,4%), йодомарин (20,6%), глицин (17,7%). При этом комбинацию из 2 и более препаратов принимали 34,3% студентов. Наиболее частой комбинацией лекарственных средств, которую принимали студенты во время сессии, являлась сочетание ноотропов с витаминными препаратами (48,4%).

Субъективное улучшение во время сессии почувствовали 74,7% человек из числа принимавших лекарственные препараты во время сессии (р<0,005).

Средний балл на экзамене у студентов в целом (n=235) составил 3,7±0,1, у принимавших препараты – 3,8±0,1, у не принимавших препараты – 3,6±0,1. При анализе данных не было выявлено статистически значимых отличий по среднему баллу, полученному во время сессии студентами из числа принимавших лекарственные средства и не принимавших препараты (3,8±0,1, 3,6±0,1, соответственно; р>0,05).

При сравнении качественных показателей сессии (доли «5», «4» и «3») не установлена статистически значимая зависимость. Однако результаты исследования показывают, что у части студентов (12,6%), не принимавших препараты, сессия была «не закрыта» своевременно в отличие от группы студентов, принимавших лекарства (р<0,05). Возможно, что имеется взаимосвязь между приёмом препаратов во время сессии и своевременной сдачей экзаменов и зачетов.

При установлении зависимости между приёмом лекарственных средств и итогами сессии выявлено, что средний балл несколько выше у тех студентов, которые принимали комбинацию ноотропов с витаминными препаратами, по сравнению со студентами принимавшими монопрепараты (3,9±0,3, 3,7±0,2, соответственно; р>0,05). При анализе полученных оценок по результатам экзаменов у группы студентов, принимавших лекарства во время сессии, не выявлено различий между долями положительных («отлично», «хорошо») и удовлетворительных оценок (р>0,05).

1) В результате исследования нами не выявлены значимые различия в улучшении познавательной деятельности у студентов, принимавших лекарственные препараты, и студентов, не использовавших лекарств во время сессии. По-нашему мнению, причинами «не успеха» в приёме лекарственных препаратов, являются: отсутствие показаний к применению (ноотропы эффективны только при нарушении мнестических функций); неправильный подбор дозы, недостаточная продолжительность приёма лекарственных препаратов; применение седативных средств, которые уравновешивают процессы возбуждения и торможения мозга, что приводит к снижению его активности;

2) Применение стимуляторов умственной деятельности во время сессии можно рассматривать как дополнительный фактор только при систематической подготовке к учебным занятиям во время семестра, что, в свою очередь, позволит снизить влияние экзаменационного стресса и повысить качество обучения.

Таким образом, перед применением лекарственных средств необходимо проконсультироваться у врача-специалиста.

Источник: eduherald.ru

Как бороться со стрессом на экзамене

Сдать сессию вовремя и отдыхать на каникулах – мечта всех студентов. Что поможет быть сосредоточенным и спокойным в стрессовой ситуации?

Можно привлечь счастливый билет и удачу с помощью студенческих ритуалов, но этот метод обычно неэффективен без обладания знаниями, которые все-таки придется демонстрировать экзаменаторам. Хорошо бы найти чудодейственное средство, чтобы все запомнить в короткий срок и сохранить на экзамене самообладание и ясный ум.

Что помогает нервной системе адаптироваться к стрессу?

Наш мозг удивительно хорошо умеет приспосабливаться к стрессовым ситуациям. Здесь непрерывно работает настоящая биохимическая лаборатория, поддерживая необходимое количество нужных веществ для активации одних зон и торможения других. В этом сложном взаимодействии и заключается секрет бесконечных возможностей нервной системы. Ни минуты без движения!

Непрерывность биохимических процессов обеспечивает хорошую память и внимание, быструю реакцию, возможность понять сложные взаимосвязи и ясно мыслить. Но истощение этой системы приводит к включению режима защиты от нервных перегрузок и избытка информации. Так часто бывает во время сессии. И если вы заранее не позаботились о поддержке для мозга, то в период острого стресса он просто перестанет работать с прежней эффективностью. Особую роль в работе центральной нервной системы играют аминокислоты – метаболиты, являющиеся строительным материалом организма, а также выполняющие множество других функций.

Когда мозгу нужна поддержка

Первый признак того, что вам не справиться без поддержки – высокая утомляемость. Чувство быстрой усталости, потеря внимания, слабость и сонливость, раздражение по мелочам, плаксивость, повышенная тревожность – все это симптомы нарушения адаптации к стрессу. Частым спутником студентов в период экзаменов бывает также бессонница.

Куда-то девается способность ясно мыслить и быстро находить выход из сложных ситуаций, ухудшается память. На пике стресса, например, во время экзамена, все нарушения адаптации усиливаются – даже студент-отличник может не суметь воспроизвести давно знакомый материал в этот напряженный момент. Суровый профессор, заваливающий студентов на экзаменах, невольно включен в эту систему дезадаптации и, к сожалению, не стремится облегчить вашу участь. Как же снизить уровень стресса и улучшить работу мозга?

Глицин для успешной подготовки к экзаменам

Глицин – это аминокислота, которая в нормальных условиях синтезируется в организме человека. Ее действие направлено на улучшение сна и эмоционального состояния, повышение защитных функций нервной системы. Поэтому при сильной тревоге перед экзаменом глицин помогает успокоиться и не поддаться панике.

Кроме ситуативного действия глицин также повышает эффективность работы головного мозга: улучшает память, внимание, повышает скорость обработки информации. В период острой необходимости в короткие сроки усвоить большой объем информации и сохранить возможность ее вовремя воспроизвести, потребность в глицине у головного мозга значительно повышается. В ответ активируется синтез аминокислоты нервной тканью. Это позволяет успешно сдавать сессию и не нервничать перед каждым экзаменом. Но что делать, если силы организма истощены, и адаптация к стрессу неэффективна?

Глицин в виде фармакологического препарата поможет восстановить нормальный синтез собственной аминокислоты. Прием глицина врачи рекомендуют проводить курсами, начинать минимум за месяц до начала сессии, и продолжать прием до последнего экзамена. Препарат имеет накопительный эффект, и, хотя его положительное действие скажется уже в первые дни, но максимально оно проявится через 4-6 недель. Регулярный прием глицина положительно скажется на общем здоровье, поможет укрепить иммунитет и нервную систему.

Источник: glicin.ru

Опыт применения грандаксина в коррекции предэкзаменационного стресса у студентов высших учебных заведений

Начавшееся в 1980-1990-х гг. и продолжающееся сегодня реформирование российского общества с переходом страны к рыночным отношениям отразилось не только на экономике РФ, но и на жизни каждого россиянина.

Желание добиться успеха в жизни, занять высокое положение в обществе, сделать успешную карьеру повсеместно движет молодыми людьми различных социальных групп [4,5]. Одним из наиболее важных аспектов востребованности личности обществом является получение престижного и качественного высшего образования.

С каждым годом уровень требований, предъявляемых к студентам вузов России, растет. Это в равной степени касается как гуманитарных, так и технических высших учебных заведений.

Современный студент должен успевать усваивать большие объемы информации, осваивать новые технологии, уметь применять на практике полученные знания. Не секрет, что основная интеллектуальная нагрузка приходится на период экзаменационной сессии, когда за ограниченный промежуток времени студенту необходимо повторить пройденный материал по нескольким предметам, а некоторым менее сознательным учащимся выучить его. В период предэкзаменационной сессии возрастает давление со стороны профессорско-преподавательского состава вузов, требующего незамедлительной ликвидации академических задолженностей, часто запугивая отчислением. Не стоит игнорировать и значимость обстановки в семье, отношения с родителями, которые часто ждут от своих детей реализации собственных амбиций и вносят дополнительное напряжение в сложившуюся ситуацию [1,3].

Подводя итог вышесказанному, мы можем сделать вывод, что предстоящие экзамены для большого числа студентов являются мощным стрессором, т. е. внешним агентом, вызывающим в организме стрессовые реакции.

Помимо этого в данной группе отмечено значительное повышение общего уровня тревоги и эмоционального напряжения уже в преддверии экзаменационной сессии. У части обследованных нами студентов были выявлены признаки психовегетативного синдрома (ПВС; учащение или урежение частоты сердечных сокращений, дрожь в руках, потливость, побледнение или покраснение кожи, головокружение, чувство удушья, желудочно-кишечные расстройства, гормональные дисфункции).

Большинство вышеперечисленных симптомов имеют психофизиологическую природу и представляют собой нормальный физиологический ответ на стрессовую ситуацию. Однако порой эта ответная реакция становится непропорционально сильной по сравнению с вызывающим ее внешним воздействием. Это нарушает адаптационные возможности организма, а в ряде случаев может спровоцировать даже развитие психосоматических заболеваний. Отмечается понижение настроения, преобладает подавленность, выраженно снижается мотивация. В результате подготовка к экзаменам становится малопродуктивной, процесс сдачи экзамена вызывает мощнейший психоэмоциональный сдвиг, а итоговая оценка оказывается ниже возможной.

Необходимость коррекции данного состояния не вызывает сомнений. Однако из-за особенностей образа жизни (интенсивный график занятий, необходимость отрабатывать пропущенные семинары, зачеты и подготовка к экзаменам) студент порой не в состоянии обратиться за медицинской помощью. Общеизвестно также, что в отличие от взрослых молодежь избегает лечения, особенно длительного, так как это ведет к значительному усложнению процесса обучения. Поэтому оптимальной помощью студенту, находящемуся в состоянии хронического стресса, является амбулаторное лечение. Наиболее часто данной категории пациентов в настоящее время назначаются препараты из группы дневных транквилизаторов.

Но, хотя во всем мире психотропные средства вошли в общесоматическую сеть (по данным ВОЗ, около 30% населения земного шара употребляют психотропные препараты), в России отношение к данной фармакотерапии неоднозначно. Это обусловлено стереотипным представлением о том, что эти препараты обязательно вызывают зависимость, снижают умственные способности, приводят к повреждениям внутренних органов. Это значительно осложняет оказание необходимой помощи и требует особенно внимательного и доброжелательного отношения со стороны врача.

Таким образом, перед психоневрологами стоит задача подбора лекарственного средства, которое бы соответствовало следующим критериям:

Источник: medi.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Funkyshot.ru