Домашний абсент, по рецепту из Понтарлье, Франция (1855)
Абсент крепкоалкогольный напиток, содержащий обычно 70% алкоголя. Важнейший компонент абсента это полынь; полынь это трава в эфирных маслах которого содержится большое количество туйона. Туйон в больших количествах это яд; именно туйон главный элемент благодаря которому абсент славится своим эффектом. Другие компоненты абсента: римская полынь, анис, фенхель, аир, мята, мелисса, лакрица, дягиль и некоторые другие травы.
Абсент может быть прозрачным, желтым, коричневым и даже красным, но чаще абсент имеет изумрудно-зелёный цвет. Абсент мутнеет от добавленя воды. Это происходит из-за того что разбавленный спирт не в состоянии удерживать эфирные масла полыни, и масла выпадают из него.
История абсента
Так же как и многие алкогольные напитки (джин, виски), абсент начинал свою историю как лекарственное средство. Еще египтяне, жившие до нашей эры, знали и ценили лекарственные свойства полынной настойки. Гиппократ, в свое время, рекомендовал абсент при желтухе, анемии, ревматизме. Наиболее вероятным кажется то, что слово absinthe происходит от греческого «apsinthion», что означает «не питьевой». Возможно, такое название пошло из-за горького вкуса.
Другая версия гласит, что в 1792 году доктор Пьер Ординьер записал рецепт абсента и стал первооткрывателем свойств полынного напитка. Абсент был изобретён Ординьером как универсальное средство; его использовали как панацею. Поэтому в те времена абсент получил название «Зелёная Фея» (фр. la Fée Verte). Это название закрепилось за абсентом до сих пор. С помощью абсента возбуждали вялый аппетит и стимулировали пищеварение. Абсент добавляли в вино, чтобы сделать его более опьяняющим. В то время название абсента «Зелёная Фея» ассоциировалось с волшебством, мифологией и соблазнением женщин. Это работало на известность концентрата, производимого Ординьером, и повышало популярность абсента.
В 1797 году родственник Ординьера, Анри-Луи Перно открыл первый завод по производству абсента в Швейцарии. В 1805 году он же открыл самую большую фабрику по производству абсента в Понтарлье, Франция. Производимый им абсент начал продаваться по всему миру.
Популярность абсента резко возросла во время французских колониальных войн в Северной Африке, которые начались в 1830 году и достигли пика в 1844-1847 годах. Французским военным выдавали определенное количество абсента для профилактики малярии, дизентерии и других болезней, а также для дезинфекции питьевой воды. Абсент оказался настолько эффективным, что прочно вошел во французскую армейскую жизнь от Мадагаскара до Индокитая. В то же время в войсках Северной Африки стали все чаще встречаться случаи параноидной шизофрении, называвшейся «le cafard». Среди французских колонистов и эмигрантов в Алжире тоже распространилась мода на абсент. В 1880 году абсент был широко распостранён во Франции. Популярность абсента во Франции была равна популярности вина.
Марки абсента сильно различались по качеству. Самый лучший абсент дистиллировали, используя виноградный спирт, а более дешевые сорта изготавливались из промышленного спирта, в котором вымачивали листья полыни или просто добавляли экстракты. Самым распространенным рецептом абсента был такой: сушеную полынь (artemisia absinthium или grande absinthe), анис и фенхель вымачивали целую ночь в спирте. Затем эту смесь кипятили для получения дистиллированного спирта в сочетании с парными дистиллированными терпеноидами из трав. Для улучшения вкуса иногда добавляли другие травы, например «petite absinthe» (artemisia pontica), иссоп аптечный и лимонную ароматическую добавку, после чего абсент фильтровался. Его могли дистиллировать дважды для большей мягкости и лучшего соединения элементов. Процессы производства и рецепты разных марок различались, но главным было то, что при производстве абсента создается не просто крепкий алкоголь, как в случае виски или бренди; спирт, полынь и другие травы просто соединяются вместе, хотя степень очистки — разная. Традиционный зеленый цвет обусловлен — или поначалу был обусловлен — хлорофиллом, который выцветает под воздействием света. Поэтому пришлось разливать абсент в бутылки из темно-зеленого стекла.
Его распостраненность росла благодаря публичной истерии создаваемой его мощным эффектом. Абсент сделал многих алкоголиками, но тогда эта болезнь называлась абсентизмом. Его употребление считалось даже билетом в сумасшедший дом. В августе 1905 года Джин Ландфрэй, швейцарский фермер и известный абсентщик , застрелил всю свою семью. Эта история заняла первые страницы европейских газет. В статьях про это убийство говорилось что фермер находился под влиянием выпитого абсента, и игнорировался тот факт, что он выпил несколько бутылок вина и других алкогольных напитков в тот день. В конечном итоге абсент был изгнан из многих стран мира.
Колониальные ассоциации очень устойчивы. Много лет спустя мсье Рикар, владевший крупным производством анисовой водки, ради рекламы проехал по Елисейским полям на верблюде. Когда французские военные из Африканского батальона вернулись во Францию, они привезли с собой и свое пристрастие к абсенту. Африканский батальон прославился во время чрезвычайно успешных войн, и стало благородным, даже эффектным пить абсент на парижских бульварах. Вскоре эта привычка перешла от военных к буржуазии. Так началась золотая эра абсента, короткая пора, когда он еще не стал проблемой. Позднее, когда все связанное с абсентом резко изменилось, во Франции вспоминали это время с тоской.
Питье абсента было одной из определяющих черт парижской жизни во время Второй империи, правления Наполеона III, которое длилось с 1852 до Франко-прусской войны 1870 года. После подавления революции 1848 года буржуазия получила полную власть, на изменчивом фондовом рынке сколачивались и терялись огромные состояния. Это была золотая эра оперы, проституции в высших классах общества и беззастенчивого потребительства.
Респектабельный буржуазный обычай пить абсент стал практически повсеместным. Тогда считалось, что абсент улучшает аппетит перед ужином. Время между пятью и семью часами вечера называлось «l»heure verte», зеленым часом, и в эту пору запах абсента носился в предвечернем воздухе бульваров. Учитывая его крепость («Перно», пожалуй, самая уважаемая марка, содержал 60 процентов алкоголя, или 120 градусов, то есть был почти в два раза крепче виски), питье абсента было и приятным ритуальным способом завершить день и перейти в вечернее настроение. Поначалу считали, что можно выпивать только одну порцию.
Строгий промежуток времени, отведенный для питья абсента, до некоторой степени защищал людей от злоупотребления. Можно было пить абсент перед ужином или даже выпить стакан перед обедом, но если бы кто-то пил всю ночь, это «faux pas» вызвало бы презрительное удивление официантов. И все-таки риск был с самого начала и увеличивался по мере того, как люди стали приобретать вкус к напитку. Писатель и критик Альфонс Доде обвинял абсент в распространении алкоголизма и писал другу Эрнеста Доусона Роберту Шеррарду, что «до этих войн [Алжирских] мы были очень трезвым народом». Сам Шеррард отмечает, что более или менее респектабельному любителю абсента было стыдно слишком много пить на людях, и он вскоре научился переходить из одного кафе в другое.
«Кроме того, это коварный напиток, и привычка к нему быстро овладевает своей жертвой, которая рано или поздно отказывается от попыток обуздать свою страсть… У людей, которые никогда в своей жизни не пробовали абсента, привычные результаты злоупотребления — хриплый гортанный голос, блуждающий, тусклый взгляд, холодные и влажные руки… Горькие настойки и даже, как полагают некоторые, безобидный вермут, если их некоторое время употреблять в чрезмерных количествах, приведут к эпилепсии, параличу и смерти. Абсент выполняет свою работу быстрее».
Как пьют абсент
Сначала нужно отметить, что абсент — довольно горький напиток. Особенно промышленного производства. Если правильно сделать абсент самому, то напиток не будет таким горьким. Традиционно в абсент льют холодную воду через кубик сахара, лежащий на специальной перфорированной ложечке. Вода растворяет сахар, который смешивается с абсентом. Сладкая вода помогает скрыть горький вкус абсента. Существует мнение, что сладкая вода является катализатором действия туйона. Когда вода смешивается с абсентом, напиток мутнеет и приобретает радужный белый цвет с оттенками зелёного и жёлтого цвета. Такой эффект получил название «муть» (фр. le louche). Помутнение происходит из-за того, что разбавленный водой спирт не в состоянии удерживать эфирные масла, содержащиеся в абсенте, и они выпадают из него. Наилучшим соотношением для разбавления абсента водой считается 5 частей воды к 1 части абсента либо 3 части воды к 1 части абсента. Некоторые абсентье рекомендуют перебивать горький вкус абсента долькой лимона. Хотя последнее считается отходом от классических канонов.
Способы употребления абсента
Французский
- Налить в бокал одну часть абсента. Поставить на края бокала специальную абсентную ложечку (её чашка, как правило либо просто дырявая, либо перфорирована узорами). На эту ложку кладётся кубик сахара. Теперь надо вылить в бокал три части ледяной воды, через сахар в ложке. Сахар растворится в воде. И получившийся сироп смешается с абсентом. Этот же способ практиковался французскими феминистками с исключением сахара.
- Продолжением этого способа является употребление абсента с толчёным льдом в тех же пропорциях.
Чешский
- Через кусочек сахара на установленной на краях бокала абсентной ложечке пропустить большими каплями одну часть абсента. Поджечь сахар и накапать получившуюся карамель в абсент. Затем разбавить тремя частями воды. Этот, наиболее известный, способ опасен тем, что абсент в стакане может легко загореться, поэтому применяйте его осторожно. (В подобных случаях некоторые ценители считают это одним из сигналов для начала разбавления абсента водой — напиток теряя крепость потухнет сам-собой).
- Второй способ заключается в том, что на нагретую ложку с отверстиями, которую держат над бокалом, кладётся кусок сахара. На ложку льётся напиток. Получается смесь (растаявший сахар и слегка нагретый абсент).
Русский:
- Сделать сахарный сироп отдельно, смешав сахар с водой. Потом разбавить абсент сиропом в нужной пропорции.
- Имеет хождение способ, когда посредством нагревания выпариваются в отдельный опрокинутый стакан пары алкоголя. Сначала предлагается вдохнуть пары через коктейльную трубочку, а затем выпить оставшийся после выпаривания, нагретый, абсент.
Можно пить абсент в чистом виде, сильно охлаждённый порциями по 30 грамм. Данный, утерявший по понятным причинам ритуальность действия, способ произрастает из эпидемии пьянства французских рабочих конца XIX века, когда стремительно дешевеющий абсент стал общедоступен. У большинства абсентье он имеет резко-негативные отзывы.
Знаменитые абсентисты
ЧАРЛЬЗ КРОСС (1842-1888)
Чарльз Кросс был поэтом, физиком, химиком, художником и музыкантом. Предположительно, что он был фактическим изобретателем проигрывателя в 1877 году. Однако, из-за проблем с финансированием он не смог организовать производство и не получил патент на своё изобретение. В этом отношении его обошли другие изобретатели, и в особенности Томас Эдисон. Кросс был также известен, как разработчик цветной фотографии и телеграфа. Он мог выпивать по двадцать порций абсента в день, что часто и делал, благодаря чему был известен во многих парижских абсент-кафе.
ЭРНЕСТ ХЕМИНГУЭЙ (1899-1961)
Возможно один из последних известных абсентистов, Хемингуэй пил абсент даже после его запрещения во многих странах мира. По слухам он сохранил несколько бутылок абсента, когда жил в США. Абсент можно встретить во многих его произведениях, включая «Смерть в полдень» и «По кому звонит колокол». Хемингуэй не имел столь сильной привычки пить абсент, как другие упомянутые на этой странице.
АЛЬФРЕД ДЖАРРИ (1873-1907)
Знаменитый автор скандальных пьес. Он был эксцентричным писателем и известным абсентистом. Своим своенравным характером он возмущал руководство французских театров. Но благодаря своему таланту стал культовой фигурой своего времени. Для большего вдохновения Джарри, по общему признанию, использовал абсент. При помощи абсента он соединял вместе мечты и реальность, искусство и жизнь.
АРТУР РИМБО (1855-1891)
Артур Римбо был молодым поэтом, который приехал в Париж в возрасте 16 лет. Нищий, но впечатляющий своей работоспособностью и талантом он вскоре познакомился с Полем Верленом. Но их сотрудничество не было продолжительным. И вскоре Римбо поссорился с Полем Верленом. Это произошло из-за случайного выстрела, которым Верлен ранил его. Поль Верлен был приговорён к тюрьме. Римбо провел остаток жизни на службе в голландской армии. Хотя он прекратил занятия поэзией, но тем не менее для Франции он останется одним из величайших поэтов.
ВИНЦЕНТ ВАН ГОГ (1853-1890)
Вероятно самый знаменитый абсентист. Никто в действительности не знает срока его увлечения абсентом. Большинство ученых утверждают, что Ван Гог был жадным до абсента. Его письма свидетельствуют, что он пил его очень регулярно. Будучи гениальным художником, Винцент Ван Гог страдал от психического расстройства. Вероятно, что душевная болезнь однажды привела его к питью скипидара, который использовался в приготовлении красок. В конце жизни он страдал от острого алкоголизма и абсентизма. Также он страдал эпилептическими припадками. Но точного диагноза и причину его смерти вряд ли сейчас удастся установить.
ПОЛЬ МАРИ ВЕРЛЕН (1844-1896)
Богемный поэт Парижа, Верлен воспевал абсент во времена своей молодости. Он проводил время в компании проституток и пьяниц. Его постоянным компаньоном был молодой поэт Римбо. В последствии Верлен обнищал, но не прекратил пить абсент. По свидетельству его друзей, даже когда он проклял абсент на смертном ложе, бутылка абсента была спрятана у него под подушкой.
Так же абсент пили и восхваляли: Мопассан, Эдгар По, Бодлер, Аполлинер, Оскар Уальд, Эдгар Дега, Мане, Пикассо, Ремарк, Уильям Такерей, O’Генри.
Любительница абсента