Где в коране написано про алкоголь

«У тебя [о Мухаммад] спрашивают о хамре [обо всем том, что опьяняет рассудок] и майсире [азартных играх]. Скажи: «В них большой грех и выгоды[1] для людей, [однако] греха больше, чем выгоды» (см. Св. Коран, 2:219).

Ответы на вопросы об употреблении спиртного в Исламе

Меня интересует, о какой пользе спиртного и азартных игр идет речь в 219-м аяте суры «аль-Бакара»?

1. «…И польза для людей». В чем польза? Спиртное, на первый взгляд, расслабляет, снимает стресс (хотя наносит непоправимый урон здоровью), способствует увеселению; от его специфического вкуса и запаха кто-то может получить наслаждение. Скупого алкогольное опьянение превращает в щедрого, а труса — в храбреца.

Азартные игры пробуждают задор, увлеченность, страсть, также это и возможность выиграть крупную сумму денег.Греха же и вреда в них значительно больше как для одного человека, так и для общества в целом. Научных да и житейских (особенно в России) доказательств тому предостаточно.

2. Этот аят (2:219) является промежуточным (вторым из четырех) в порядке ниспослания относительно запрета употребления спиртного.

Коран, Сура 5; Аяты 90-91: Запрет Алкоголя

Вот цепочка этих аятов:

«Из фиников и винограда вы получаете опьяняющий напиток (вино)» (см. Св. Коран, 16:67);

«Скажи: «В них (в спиртном и азартных играх) большой грех и выгоды для людей, [однако] греха больше, чем выгоды» (см. Св. Коран, 2:219);

«Не приближайтесь к молитве-намазу, когда вы пьяны» (см. Св. Коран, 4:43);

«О верующие! Воистину, [и нет сомнений в этом] спиртное, азартные игры… мерзость из дел Сатаны. Сторонитесь же этого! Возможно, вы преуспеете. Поистине, Сатана хочет посеять между вами вражду и ненависть через спиртное и азартные игры и отвратить вас от упоминания Господа и от молитвы.

Не прекратить ли вам [заниматься этими скверными и гнусными делами]?! [Прекратите же заниматься этим!]» (см. Св. Коран, 5:90, 91).

3. Достоверный хадис ко всему прочему ясно указывает на то, что опьяняющее запретно и в большом количестве, и в малом[2]. Все понимают, что «спиртное — корень скверного, нечистого и мерзкого»[3], но сколь мало людей осознают это.

Употребление алкоголя относится к тому, на что наложен абсолютный запрет. Применение спирта возможно лишь в медицинских целях.

«Говоря об алкоголе, чаще всего имеют в виду этиловый алкоголь, хотя алкоголей (спиртов) существует много. Этиловый алкоголь — бесцветная прозрачная жидкость с характерным запахом и жгучим вкусом. Часто его называют просто этанолом, этиловым, или винным, спиртом.

Вредоносное действие алкоголя определяют его различные физико-химические свойства, это, например, гидрофильность (способность вбирать в себя воду). Жадно отнимая воду у всех живых тканей, с которыми приходит в соприкосновение, алкоголь обезвоживает их. В результате в клетках тканей нарушаются процессы обмена веществ.

Особенно чувствительны к алкоголю нервные клетки человека. Так, когда концентрация алкоголя в крови доходит до 0,5–0,6%, наступают грубые нарушения деятельности клеток дыхательного и сосудодвигательного центров головного мозга.

АЛКОГОЛЬ В ИСЛАМЕ

Показательно, что для усвоения алкоголя не требуется действия пищеварительных соков. Всасывание алкоголя в основном происходит в желудке и тонком кишечнике. Однако в связи с тем, что поверхность тонкого кишечника значительно больше поверхности желудка, всасывание в кишечнике происходит быстрее, чем в желудке.

Попадая в желудочно-кишечный тракт, алкоголь сразу же начинает всасываться через слизистые оболочки. Его молекулы в неизменном виде проникают затем в кровеносные сосуды, насыщая собой кровь. С кровью они разносятся по всему организму, задерживаясь на определенное время в клетках всех органов и тканей.

Установлено, что 90–95% поступившего в кровь алкоголя окисляется, а 5–10% выделяется из организма в неизмененном виде почками, легкими и кожей…

Проникая непосредственно в клетки и нарушая в них нормальное течение обменных процессов, алкоголь в большей или меньшей степени токсически воздействует на все органы и ткани организма. Под его влиянием изменяется деятельность головного мозга, сердца, сосудов, легких, печени, почек, желудочно-кишечного тракта, органов внутренней секреции, мышц. Алкоголь изменяет частоту, силу, а иногда и ритм сердечных сокращений, тонус и наполнение кровеносных сосудов, частоту дыхания, значительно искажает процесс обмена веществ. При этом расстраиваются все виды обмена. В наибольшей мере страдает углеводный обмен.

Окисляясь в тканях печени и других органов, алкоголь насыщает биологические жидкости организма так называемыми кислыми продуктами. Подавляются окислительно-восстановительные процессы в тканях. На восстановление нормального функционального состояния тканей после полного выведения алкоголя из организма требуется порой значительное время.

Чувствительность каждой из тканей к токсическому действию алкоголя различна. В наибольшей мере свое пагубное влияние алкоголь оказывает на центральную нервную систему, в связи с чем его относят к «нервным ядам».

До сих пор среди любителей спиртного можно услышать ложное мнение о безвредности и даже о мнимой пользе алкоголя. Так, нередко говорят о якобы лечебных, питательных свойствах алкоголя, его способности снимать усталость и повышать работоспособность. Так ли это?

В настоящее время медицинская наука считает «лечебное» применение алкоголя не только неэффективным, но и вредным для здоровья. Это мнение было сформулировано уже в 1915 году на Пироговском съезде русских врачей, в резолюции которого сказано:

«. нет ни одного органа в человеческом теле, который бы не подвергался разрушительному действию алкоголя; алкоголь не обладает ни одним таким действием, которое не могло бы быть достигнуто другим лечебным средством, действующим полезнее, безопаснее и надежнее; нет такого болезненного состояния, при котором необходимо назначать алкоголь на сколько-нибудь продолжительное время».

За истекшие со времен Пироговского съезда годы отношение врачей к алкоголю не изменилось. В настоящее время этиловый алкоголь применяют в медицинской практике только в составе отдельных средств для наружного применения (растирания, ушные капли), для дезинфекции и стерилизации и при приготовлении лекарств из растительного и биологического сырья. Во всех случаях этиловый спирт входит в состав лекарств в незначительных количествах, не оказывающих вредного влияния на организм.

Ложно и представление о том, что алкоголь является средством снятия усталости, повышения работоспособности. В настоящее время убедительно доказано, что чувство бодрости и прилива сил, появляющееся после употребления спиртного напитка, обманчиво. Исследования показывают, что при употреблении алкоголя у усталого человека отмечается снижение качества его деятельности»[4].

Я студент-медик и хотел бы вам (только с благими намерениями) сказать, что нейроны (нейроциты) взрослого человека относятся к стационарной клеточной популяции, то есть они не могут делиться. Хотелось бы привести цитату из учебника «Общая гистология» В. Л. Быкова: «Их общее количество [нейронов] в нервной системе человека превышает 100 млрд, а по некоторым оценкам достигает одного триллиона. К рождению нейроны утрачивают способность к делению, поэтому в течение постнатальной жизни их количество не увеличивается, а напротив, в силу естественной убыли клеток, постепенно снижается… Гибель нейронов значительно ускоряется в старости, приводя к потере 20–40% клеток в некоторых участках головного мозга».

«Гибель нейронов при дегенеративных заболеваниях нервной системы (болезнях Альцгеймера, Гентингтона, Крейцфельда-Якоба, паркинсонизме и др.) происходит вследствие ненормально высокой активности апоптоза[5], что приводит к резкому снижению их содержания в определенных участках ЦНС. Развитие неврологических нарушений, которые выявляются у 90 % больных СПИДом, связано с потерей 40–50 % нейронов в коре головного мозга, которые также погибают в результате апоптоза». Ильдар.

В своем письме вы приводите следующую цитату из учебника В. Л. Быкова «Общая гистология»: «Их [нейронов] общее количество в нервной системе человека превышает 100 млрд, а по некоторым оценкам достигает одного триллиона. К рождению нейроны утрачивают способность к делению, поэтому в течение постнатальной жизни их количество снижается… Гибель нейронов значительно ускоряется в старости, приводя к потере 20–40% клеток в некоторых участках головного мозга».

А теперь давайте более широко посмотрим, каковы последние научные данные по этому вопросу.

«В начале ХХ века самый выдающийся мировой специалист по нейроанатомии, лауреат Нобелевской премии Сантьяго Рамон-и-Кахаль, заложил основы знаний о структуре нейронов и обратил внимание на одну из самых досаждающих ученым проблем в сфере анатомии человеческого мозга. Считалось, что в отличие от мозга простых животных мозг человека не способен регенерировать после повреждения. Подобная беспомощность типична далеко не для всех человеческих органов. Наша кожа при порезе может излечиться сама, утраченная кровь восполняется, сломанные кости срастаются.

В 1998 году Фредерик Гейдж и Питер Эриксон из Швеции обнаружили в гиппокампе нейрональные стволовые клетки. На эти клетки долгое время не обращали внимания, отчасти из-за того, что их существование противоречило представлению о том, что мозг похож на сложный автоматический механизм, а машины не могут отращивать новые части.

В 1965 году Джозеф Альтман и Гопал Д. Дас из Массачусетского технологического института обнаружили нейрональные стволовые клетки у крыс, но к их работе отнеслись с большим сомнением. Затем в 1980-х годах орнитолог Фернандо Ноттебом был поражен тем фактом, что каждый сезон певчие птицы поют новые песни. Он обследовал их мозг и обнаружил, что каждый год в течение того сезона, когда птицы поют больше всего, у них образуются новые клетки мозга в той его части, которая отвечает за разучивание песен.

После этого был произведен ряд исследовательских работ над животными. Затем Эрикссон и Гейдж открыли гениальный способ помечать клетки мозга с помощью специального маркера, называемого БДУ (бромдезоксиуридин), который проникает в нейроны только в момент их создания и светится под микроскопом. Эрикссон и Гейдж получили у смертельно больных пациентов разрешение сделать им инъекцию молекул-маркеров. После того как эти люди умерли, Эрикссон и Гейдж исследовали их мозг и обнаружили в их гиппокампе новые, недавно сформировавшиеся нейроны. Благодаря этим пациентам стало известно, что живые нейроны формируются в нашем мозге до самого конца жизни.

К настоящему времени найдены активные нейрональные стволовые клетки в обонятельной луковице мозга, а также дремлющие и неактивные клетки в перегородке (обрабатывающие эмоции), в полосатом теле (отвечающем за движение) и спинном мозге.

Работая над тем, чтобы активировать эти стволовые клетки, коллеги Гейджа проводили опыты над стареющими мышами, содержа одних в стимулирующей среде, заполненной «мышиными игрушками» (мячи, тубы, «беличьи» колеса), а других стареющих мышей в стандартных клетках. После вскрытия стареющих мышей выяснилось, что объем гиппокампа мышей из первой группы в сравнении с мышами второй группы увеличился на 15%, а количество новых нейронов составило 40 тысяч, что также соответствует росту на 15%.

В дальнейшем ученые выяснили, что новая среда (стимулирующая) может приводить в действие нейрогенезис. Таким образом, изучая что-то новое, а не просто повторно используя имеющиеся у нас навыки, а также занимаясь физическими упражнениями, мы способствуем росту новых нейронов и продлению жизни уже имеющихся в нашем мозге.

При этом ученые отмечают, что частичное сохранение процессов нейрогенезиса в пожилом возрасте вовсе не опровергает того факта, что в этот период жизни работа нашего мозга, как и других органов, постепенно ухудшается. Но даже на стадии этого ухудшения мозг претерпевает масштабную пластическую реорганизацию, которая, возможно, нацелена на приспособление к его потерям»[6].

Научные данные, приведенные Норманном Дойджем в книге «Пластичность мозга», подтверждает Пол Э. Бэндхейм: «Мозг начинает формироваться на ранних сроках развития плода и растет с удивительной быстротой в первые два года жизни: около 250 000 новых клеток добавляются каждую минуту, 15 млн — в час, 360 млн — в день. А затем скорость роста новых клеток немного снижается, но мозг продолжает расти — в основном за счет создания новых синапсов, что стимулируется поступлением новой информации и обучением.

Мозг продолжает увеличиваться в размерах примерно до 20-летнего возраста[7].

Между тем по ходу нашей жизни некоторые клетки, достигшие конца своего генетически запрограммированного периода жизни (или неиспользуемые в полной мере[8]), уничтожаются вместе с их синапсами. Этот процесс происходит на протяжении всей жизни, но потери в определенной степени компенсируются рождением новых клеток и созданием новых синапсов. Вы можете частично контролировать процесс воспроизводства новых клеток мозга и синапсов и заметно стимулировать его путем изменения образа жизни»[9].

Относительно обсуждаемой темы известный нейробиолог, нейропсихиатр, руководитель знаменитой во всем мире Клиники Амена, автор 20 книг Дж. Амен пишет: «Мозг обладает собственным механизмом ремонта повреждений, получаемых в результате естественного износа в процессе жизни. Исследования двух последних десятилетий продемонстрировали, что мозг взрослого человека способен создавать новые клетки. Теперь ученые интенсивно изучают вытекающие из этого факта последствия.

Нейрогенез означает рождение новых нейронов, но цикл рождения начинается смертью. Нейрогенез за счет замены нейронов, которые были убиты или повреждены, поддерживает и развивает функциональные возможности мозга. Сам факт гибели нейрона запускает производство определенных факторов роста, стимулирующих формирование новых нейронов.

Однако нейрогенез «не знает», когда следует остановиться. Если предоставить его самому себе, он будет создавать новые нейроны, пока мозг не взорвется. Мозгу необходима саморегуляция, чтобы поддерживать именно то количество нейронов, которое ему требуется.

Когда количество новых нейронов достигает определенного уровня, запускается процесс клеточной гибели, которая вновь снижает их количество. И этот механизм тоже «не знает», когда следует прекратить уничтожение клеток, и тогда опять запускается процесс формирования нейронов. Все это позволяет процессу росту клеток мозга оставаться в определенных рамках, а нейрональным цепям функционировать нормально (при нормальных прочих условиях).

Старение начинается тогда, когда клеток умирает больше, чем рождается. Рак начинается тогда, когда происходит перепроизводство клеток»[10].

Процесс, описанный Дж. Аменом, отчасти необходим и для повышения функциональных возможностей мозга. В подростковом возрасте происходит масштабный процесс «сокращения» нейронов, когда утрачиваются синаптические связи и отмирают нейроны, не подвергавшиеся интенсивному использованию. Продолжая снабжать неиспользуемые нейроны кровью, кислородом и энергией, организм просто расходует резервы впустую, а избавление от таких нейронов повышает сфокусированность и эффективность мозга. Таким образом, подобный процесс реорганизации мозга является ярким доказательством одного из законов пластичности мозга: «не использовать — значит потерять»[11].

Зимой мы с друзьями выезжали на охоту. В тот день мороз усилился и достиг 40 градусов. Чтобы не замерзнуть и согреться, мы с другом (оба читаем намаз) выпили по стакану водки. Является ли это грехом? Раимбек.

Если вы и могли использовать водку для чего-то полезного, так это, например, для растирания обмерзших частей тела.

Подписывайтесь на нашу группу в Vkontakte

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] В аяте данное слово стоит во множественном числе.

[2]См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 1. С. 645.

[3]См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 1. С. 647.

[5] Апоптоз — процесс генетически запрограммированной гибели клеток, который приводит к «аккуратной» разборке и удалению клеток.

[6] Подробнее см.: Дойдж Н. Пластичность мозга. Потрясающие факты о том, как мысли способны менять структуру и функции нашего мозга. М.: Эксмо, 2011. С. 393–411.

Норманн Дойдж — доктор медицины, психиатр, психоаналитик и научный сотрудник Центра психоаналитического обучения и исследований Колумбийского университета в Нью-Йорке и факультета психиатрии Университета Торонто. Четырежды становился лауреатом престижной «National Magazine Gold Award».

[7] Здесь уместно привести выводы Д. Дж. Амена, который в своей книге «Великолепный мозг в любом возрасте» пишет: «Как известно, более всего делает человека человеком лобная (или префронтальная) кора. Эта часть головного мозга отвечает за предвидение, суждение, контроль над побуждениями, способность учиться на собственных ошибках.

Так вот, она полностью формируется только приблизительно к 25-летнему возрасту. По мере взросления мозга нервные клетки обрастают белым жирным веществом — миелином. Миелинизация начинается с затылочной части мозга и продвигается вперед. Лобная кора полностью обрастает миелином, когда мы становимся уже значительно старше, т. е. в возрасте приблизительно 25 лет.

Благодаря исследованию 6300 томограмм наших пациентов, проведенному в Amen Clinics, мы убедились, что, действительно, активность лобной коры приходит в стабильное состояние только в середине третьего десятка жизни». См.: Дэниэл Дж. Амен. Великолепный мозг в любом возрасте.

[8] Подробнее об этом процессе см. в книге «Пластичность мозга».

[9] Пол Э. Бэндхем. Революционный тренинг мозга. М.: Эксмо, 2011. С. 88–90.

Пол Э. Бэндхейм — доктор медицины, невролог, член Американской ассоциации неврологии, Американской академии неврологии и научного наблюдательного совета Института изучения старения. Исполнительный директор и главный врач основанной им компании BrainSavers, которая исследует работу мозга.

[10] Дэниэл Дж. Амен. Великолепный мозг в любом возрасте. М.: Эксмо, 2011. С. 39–40.

[11] Пол Э. Бэндхем. Революционный тренинг мозга. М.: Эксмо, 2011. С. 404–405.

Источник: umma.ru

Аль-Бакара (Корова), 219-й аят из 286

Оригинал Оригинал текст يَسْأَلُونَكَ عَنِ الْخَمْرِ وَالْمَيْسِرِ قُلْ فِيهِمَا إِثْمٌ كَبِيرٌ وَمَنَافِعُ لِلنَّاسِ وَإِثْمُهُمَا أَكْبَرُ مِن نَّفْعِهِمَا وَيَسْأَلُونَكَ مَاذَا يُنفِقُونَ قُلِ الْعَفْوَ كَذَلِكَ يُبَيِّنُ اللَّهُ لَكُمُ الْآيَاتِ لَعَلَّكُمْ تَتَفَكَّرُونَ Транслит Yas’alūnaka `Ani A l-Kha m r i Wa A l-Maysi r i ۖ Qul Fīhim ā ‘Ithmu n Kab ī r u n Wa Manāfi`u Lil nn ā si Wa ‘Ithmuhum ā ‘Akbaru Mi n Naf`ihimā ۗ Wa Yas’alūnaka Mādhā Yu n fiq ū na Quli A l-`Afwa ۗ Kadhālika Yubayyinu A l-Lah u Lakumu A l-‘ Ā y ā ti La`allaku m Tatafakkar ū n a Эльмир Кулиев Они спрашивают тебя об опьяняющих напитках и азартных играх. Скажи: «В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы».

Они спрашивают тебя, что они должны расходовать. Скажи: «Излишек». Так Аллах разъясняет вам знамения, — быть может, вы поразмыслите Абу Адель Они [люди] спрашивают тебя (о, Пророк) об опьяняющем [вине] [можно ли потреблять, продавать и покупать] и азартной игре.

Скажи: «В них обоих – великий грех (и вред для веры, разума и имущества человека) и некая польза [получение выгоды] для людей, но грех их – больше пользы (так как они отвлекают человека от поминания Аллаха и молитвы, вносят вражду и озлобленность, и расточают имущество) ». И спрашивают они тебя: что им расходовать (из их имущества в качестве милостыни) ? Скажи (им) : «Остаток [то, что переходит за ваши потребности]». Вот так разъясняет Аллах вам знамения (и положения Своего Закона) , – чтобы вы размышляли (о том, что приносит вам пользу) Толкование ас-Саади Они спрашивают тебя об опьяняющих напитках и азартных играх.

Скажи: «В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы». Они спрашивают тебя, что они должны расходовать. Скажи: «Излишек».

Так Аллах разъясняет вам знамения, — быть может, вы поразмыслите [[Правоверные спрашивали посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о религиозном положении относительно опьяняющих напитков и азартных игр. Арабы употребляли вино и играли в азартные игры во времена невежества и в первые годы распространения ислама.

Очевидно, по этой причине мусульмане сталкивались с определенными трудностями. Они часто спрашивали Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о том, как религия относится к подобным поступкам, и тогда Всевышний приказал Своему пророку, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснить людям полезные и вредные стороны употребления вина и азартных игр.

Это было предпосылкой к последующему окончательному запрету на употребление опьяняющих напитков и азартные игры. Всевышний сообщил, что вред этих поступков заключается в том, что они лишают человека разума и имущества, мешают ему поминать Аллаха, удерживают его от намаза, сеют между людьми вражду и ненависть.

Этот вред во много раз превышает пользу, которую человек может получить от торговли вином, выигрыша в азартной игре или душевного возбуждения от совершения этих поступков. Подобного разъяснения было достаточно для того, чтобы люди воздержались от употребления вина и азартных игр, ведь благоразумный человек всегда совершает поступки, которые приносят ему больше пользы, и сторонится всего, что причиняет ему больше вреда.

Однако арабы были сильно привязаны к этим поступкам и не могли сразу отказаться от них, и поэтому обсуждаемый нами аят стал предвестником последующего категорического запрета. Этот запрет прозвучал в словах Всевышнего: «О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний дьявола.

Сторонитесь же ее, — быть может, вы преуспеете. Воистину, дьявол при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Неужели вы не прекратите?» (5:90–91) . Это предписание было следствием Божьей доброты, милости и мудрости; когда оно было ниспослано, Умар б. аль-Хаттаб воскликнул: «Мы уже прекратили!

Мы уже прекратили!» Следует знать, что под вином подразумевается абсолютно все, что опьяняет или одурманивает человека, лишая его трезвого рассудка. А под азартными играми подразумеваются любые игры и состязания, в которых обе играющие стороны делают ставки. Это могут быть нарды, шахматы и другие словесные или физические игры, в которых играющие стороны делают ставки.

Однако разрешается проводить состязания в верховой езде на лошадях и верблюдах, а также состязания в стрельбе, поскольку умение ездить верхом и метко стрелять помогает во время боевых действий. Вот почему подобные состязания разрешены Законодателем. Наряду с этими вопросами правоверные спрашивали о том, сколько они должны раздавать в качестве пожертвований.

Аллах облегчил их обязанности и повелел раздавать в качестве пожертвований излишек, то есть часть имущества, которая превышает их нужды. Ее размеры зависят от материального благосостояния человека, поскольку все люди — богачи, бедняки и люди среднего достатка — могут найти возможность для пожертвования, даже если это — всего лишь половинка финика.

Именно поэтому Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, было велено брать в качестве пожертвований излишек и не обременять мусульман непосильными налогами. Аллах ниспослал нам предписания не потому, что Он нуждается в нашем имуществе или желает, чтобы мы выполняли непосильные обязанности. Аллах ниспослал нам предписания, которые делают нас счастливыми, облегчают нашу земную жизнь и приносят пользу нам и нашим братьям, и за это Аллах заслуживает самой совершенной похвалы. После подобного убедительного разъяснения таинств мусульманского шариата Всевышний Аллах сказал, что так Он разъясняет людям Свои знамения, свидетельствующие об истине и позволяющие приобрести полезные знания, научиться отличать добро от зла. Аллах разъясняет людям Свои знамения для того, чтобы они задумались над таинствами Его шариата и поняли, что выполнение Божьих законов — это залог благополучия при жизни на земле и после смерти, чтобы они задумались над скоротечностью мирской жизни, недолговечностью земного мира и вечностью Последней жизни, которая является обителью воздаяния и благоустраивать которую люди обязаны на земле.]] Ибн Касир

Имам Ахмад передаёт от Абу Масиры, что прежде был ниспослан запрет на вино, Умар ибн Хаттаб все время возводил мольбу к Аллаху: «О, Аллах, изложи нам действо, разъясняюшее всё о вине». И тогда был ниспослан этот аят из суры «Корова»: ( يَسْـَلُونَكَ عَنِ الْخَمْرِ وَالْمَيْسِرِ قُلْ فِيهِمَآ إِثْمٌ كَبِيرٌ ) Они спрашивают тебя о вине и азартных играх. Скажи: «В них есть большой грех.

Тогда позвали Умара и прочитали ему этот аят, но он снова сказал: «О, Аллах, изложи нам действо,разъясняюшее всё о вине». Тогда был ниспослан аят из суры «Женщины»: ( يَـأَيُّهَا الَّذِينَ ءَامَنُواْ لاَ تَقْرَبُواْ الصَّلَوةَ وَأَنتُمْ سُكَـارَى ) О те, которые уверовали!

Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными. (4:43) . Глашатай посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) оповестил перед молитвой: «Пусть не приближается к молитве пьяный». Тогда позвали Умара и прочитали ему этот аят. Однако он снова сказал: «О, Аллах, изложи нам действо, разъясняюшее всё о вине».

Тогда был ниспослан аят из суры «Трапеза», когда его прочитали Умару ибн аль-Хаттабу, и когда достигли фразы в аяте: ﴿فَهَلْ أَنْتُمْ مُّنتَهُونَ﴾ Неужели вы не прекратите? Тогда Умар б. аль-Хаттаб воскликнул: «Мы уже прекратили! Мы уже прекратили![[Сунан Абу Дауд 3201]] » Этот хадис передаёт Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи от Исраила ибн Исхака.

Али ибн аль-Мадани сообщил, что иснад хадиса достоверный, также считал ат-Тирмизи. Ибн Аби Хатим добавил после слов Умара: «Мы уже прекратили! Мы уже прекратили!» — «эта вещь – делающая людей безумцами и отнимающая у них добро».

Этот хадис от Абу Хурайры мы приведем при комментарии аята из суры «Трапеза»: ( إِنَّمَا الْخَمْرُ وَالْمَيْسِرُ وَالأنصَابُ وَالأزْلاَمُ رِجْسٌ مِّنْ عَمَلِ الشَّيْطَـانِ فَاجْتَنِبُوهُ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ ) О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны. Сторонитесь же ее, – быть может, вы преуспеете. (5:90) Слово Аллаха: ( يَسْـَلُونَكَ عَنِ الْخَمْرِ وَالْمَيْسِرِ ) Они спрашивают тебя о хамре (вине) и азартных играх. Относительно хамра повелитель правоверных Умар б. аль-Хаттаб сказал: الْخَمْر “Хамр — это то, что затуманивает разум”.

Слово Аллаха: ( قُلْ فِيهِمَآ إِثْمٌ كَبِيرٌ وَمَنَـافِعُ لِلنَّاسِ ) Скажи: «В них есть большой грех, но есть и польза для людей. » — здесь грех с точки зрения религии, а польза с мирской точки зрения, ведь вино (в некоторой степени) полезно для организма, оно способствует пищеварению, очищает от экскрементов, обостряет разум (на некоторое время) , вызывает приятные ощущения при питье, приносит материальную выгоду от его продажи. Относительно азартных игр, то на средства от выигрыша человек может содержать себя и семью. Однако польза от этих пороков несравнима с вредом от них, ибо они разрушают разум и религию, именно поэтому Аллах сказал: ( وَإِثْمُهُمَآ أَكْبَرُ مِن نَّفْعِهِمَا ) «хотя греха в них больше, чем пользы». Этот аят предшествовал категорическому запрету на вино, здесь запрет не был выражен буквально, он больше иносказателен.Как было упомянуто выще, когда этот аят прочитали Умару ибн аль-Хаттабу, он воззвал с мольбой: «О, Аллах, изложи нам действо, разъяс-няюшее всё о вине». Он продолжал делать так, пока не был ниспослан аят о запрете вина в суре «Трапеза» (90-91) ,об этом мы расскажем в комментарии к этим аятам если пожелает Аллах.

Ибн Умар, аш-Ша’би, Муджахид, ар-Раби ибн Анас и Абдур-Рахман ибн Зайд сказали, что первый аят о запрете вина был: ( يَسْـَلُونَكَ عَنِ الْخَمْرِ وَالْمَيْسِرِ قُلْ فِيهِمَآ إِثْمٌ كَبِيرٌ ) Они спрашивают тебя о вине и азартных играх. Скажи: «В них есть большой грех. (2:219) Затем был ниспослан аят в суре «Женщины», затем в суре «Трапеза», после чего был наложен категорический запрет на вино.

Слово Аллаха: ( وَيَسْـَلُونَكَ مَاذَا يُنفِقُونَ قُلِ الْعَفْوَ ) Они спрашивают тебя, что они должны расходовать. Скажи: «Остаток». Аль-Хакам передаёт от Миксата, что ибн Аббас сказал: «Всё, что выше расходов на семью». Также передают, что ибн Умар, Муджахид, Ата, Икрима, Саид ибн Джубайр, Мухаммад ибн Кааб, аь-Хасан, Катада, аль-Касим, Салим, Ата аль-Хурасани, ар-Раби ибн Анас и другие сказали, что речь идёт об излишках. Ибн Джарир передаёт от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) , что один человек обратился к пророку (да благословит его Аллах и приветствует) : “О, Посланник Аллаха, у меня есть один динар”. « أَنْفِقْهُ عَلى نَفْسِك »“Потрать на себя”, “У меня есть и другой”, – сказал тот. « أَنْفِقْهُ عَلى أَهْلِك » “Так, потрать на семью”, – сказал пророк (да благословит его Аллах и приветствует) .“У меня есть еще”, – сказал он: « أَنْفِقْهُ عَلى وَلَدِك »“Потрать на своего ребенка”, – сказал пророк (да благословит его Аллах и приветствует) . Человек сказал: “У меня есть ещё”, на что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: « فَأَنْتَ أَبْصَر » “Поступай, как знаешь”. (этот хадис передаёт Муслим в Сахихе) .

В хадисе, переданном Муслимом от Джабир говорится, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал одному человеку: « ابْدَأْ بِنَفْسِكَ فَتَصَدَّقْ عَلَيْهَا، فَإِنْ فَضَلَ شَيْءٌ فَلِأَهْلِكَ، فَإِنْ فَضَلَ شَيْءٌ عَنْ أَهْلِكَ فَلِذِي قَرَابَتِكَ، فَإِنْ فَضَلَ عَنْ ذِي قَرَابَتِكَ شَيْءٌ فَهكَذَا وَهكَذَا » «Начинай с себя, и расходуй на себя, если есть излишки, то на семью. А если остаются излишки от семьи, то расходуй на родственников.

Если остаётся и от них, то и так далее (т.е. по степени близости и родству от тебя) [[Сахих Мулим 997]] ». Также Абу Хурайра передаёт, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Лучшим является пожертвование, которое делает богатый человек. Рука, которая находится сверху, лучше руки, которая находится снизу.

Начни с тех, кто находится на твоем иждивении[[Сахих аль-Бухари 1426]] ». В другом хадисе говорится: « ابْنَ آدَمَ إِنَّكَ أَنْ تَبْذُلَ الْفَضْلَ خَيْرٌ لَكَ، وَأَنْ تُمْسِكَهُ شَرٌّ لَكَ، وَلَا تُلَامُ عَلى كَفَاف » «О, сын Адама, для тебя лучше, если ты жертвуешь излишками, и хуже, если ты удерживаешь их, тебя не порицают за достаток[[Сунан ат-Тирмизи 2265]] ». Есть мнение, что этот аят был отменён аятом о закяте. Так передают Али ибн Абу Тальха и аль-Уфи от ибн Аббаса. Также считал Ату аль-Хурасани. Ас-Судди сказал, что этот аят является основой аята о закяте.

Слово Аллаха: ( كَذلِكَ يُبيِّنُ اللَّهُ لَكُمُ الآيَـاتِ لَعَلَّكُمْ تَتَفَكَّرُونَ فِى الدُّنُيَا وَالاخِرَةِ ) Так Аллах разъясняет вам знамения, – быть может, вы поразмыслите – т.е. так же, как Он разъяснил вам эти законы и знамения, Он разъяснит вам остальные аяты, в которых содержатся Его обещания и увещевания, быть может, вы поразмыслите над этой и последней жизнью. Али ибн Аби Тальха передаёт, что ибн Аббас сказал: «Это означает бренность мира и его непостоянство, а также неизбежный приход последней жизни и её вечность».

Источник: quran-online.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Funkyshot.ru