Можно ли алкоголь в пост перед причастием

Никто на земле не может считать себя достойным быть причастником святых тайн. Готовясь к причастию, мы очищаем свое духовное и телесное естество. Душу мы готовим молитвой, покаянием и примирением с ближним, а тело – постом и воздержанием. Подготовка эта называется говением.

Молитвенное правило

Готовящиеся к причастию читают три канона: 1) покаянный ко Господу Иисусу Христу; 2) молебный ко Пресвятой Богородице; 3) канон ангелу-хранителю. Также читается Последование ко святому причащению, в которое входят канон к причастию и молитвы.

Рекомендуется прочесть все каноны в удобное время в течение дня накануне причащения, а молитвы к причастию – в день причащения утром, перед литургией.

Все эти каноны и молитвы содержатся в Каноннике и обычном православном молитвослове.

Накануне причащения необходимо быть на вечерней службе, ибо церковный день начинается с вечера.

Перед причастием приписывается говение, пощение, пост – телесное воздержание. Во время поста должна быть исключена пища животного происхождения: мясные, молочные продукты, а также яйца. При строгом посте исключается и рыба. Но постные продукты также необходимо употреблять в умеренном количестве.

Обязателен ли трехдневный пост перед Причастием

Супруги во время говения должны воздерживаться от телесной близости (5-е правило святителя Тимофея Александрийского). Женщины, находящиеся в очищении (в период месячных), не могут причащаться (7-е правило святителя Тимофея Александрийского).

Поститься, конечно, необходимо не только телом, но и умом, зрением и слухом, храня свою душу от мирских развлечений.

Продолжительность евхаристического поста обычно оговаривается с духовником или приходским священником. Это зависит от телесного здоровья, духовного состояния причащающегося, а также от того, насколько часто он приступает к святым тайнам.

Общая практика поститься перед причастием – не менее трех дней.

Тем, кто причащаются часто (например, раз в неделю), продолжительность поста может быть сокращена по благословению духовника до 1–2 дней.

Также духовник может ослабить пост для людей болящих, беременных и кормящих женщин, а также учитывая другие обстоятельства жизни.

Готовящиеся к причастию после полуночи уже не едят, так как наступает день причащения. Причащаться нужно натощак. Ни в коем случае нельзя курить. Некоторые ошибочно считают, что с утра нельзя чистить зубы, чтобы не проглотить воды. Это совершенно неправильно.

В «Учительном известии» каждому священнику предписана перед литургией чистка зубов.

Самым важным моментом в подготовке к таинству причащения является очищение своей души от грехов, которое совершается в таинстве исповеди. В душу не очищенную от греха, не примиренную с Богом не войдет Христос.

Можно иногда услышать мнение о том, что нужно отделить таинства исповеди и причащения. И если человек регулярно исповедуется, то он может приступить к причастию без исповеди. В этом случае обычно ссылаются на практику некоторых Поместных Церквей (например Элладской).

Но наш российский народ более 70 лет находился в атеистическом пленении. И Русская Церковь только-только понемногу начинает оправляться от той духовной катастрофы, которая постигла нашу страну. У нас очень мало православных храмов и священнослужителей. В Москве на 10 миллионов жителей всего около одной тысячи священников. Люди невоцерковлены, оторваны от традиций.

Общинно-приходская жизнь практически отсутствует. Жизнь и духовный уровень современных православных верующих несравнимы с жизнью христиан первых веков. Поэтому мы держимся практики исповеди перед каждым причащением.

Кстати, о первых веках христианства. Важнейший исторический памятник раннехристианской письменности «Учение 12 апостолов» или по-гречески «Дидахе», говорит: «В день Господень (то есть в день воскресный. – о. П.Г.), собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши наперед прегрешения ваша, дабы чиста была жертва ваша.

Всякий же, имеющий распрю с другом своим, да не приходит вместе с вами, пока не примирятся, дабы не была осквернена жертва ваша; ибо таково наречение Господа: на всяком месте и во всякое время надлежит приносить Мне жертву чистую, ибо Я Царь великий, говорит Господь, и имя Мое чудно в народах» (Дидахе, 14). И еще: «В церкви исповедуй грехи свои и не приступай к молитве своей с дурной совестью. Такой путь жизни!» (Дидахе, 4).

«Учение 12 апостолов» является авторитетным источником конца I – начала II века и дает нам яркое представление о жизни раннехристианских общин, и наставление о необходимости литургической исповеди весьма для нас ценно.

Важность покаяния, очищения от грехов перед причащением несомненна, поэтому немного подробнее остановимся на этой теме.

Для многих первая исповедь и причастие стала началом их воцерковления, становления как православных христиан.

Готовясь к встрече дорогого гостя, мы стараемся получше убрать в своем доме, навести порядок. Тем паче мы должны с трепетом, благоговением и тщательностью готовиться принять в дом своей души «Царя царствующих и Господа Господствующих». Чем внимательнее христианин следит за духовной жизнью, чем чаще и усерднее он кается, тем более видит свои грехи и недостоинство пред Богом.

Недаром люди святые видели грехи свои бесчисленными, как песок морской. К преподобному авве Дорофею пришел один знатный горожанин городка Газы, и авва спросил его: «Именитый господин, скажи мне за кого ты считаешь себя в своем городе?» Он ответил: «Считаю себя за великого и первого в городе». Тогда преподобный снова спросил его: «Если ты пойдешь в Кесарию, за кого будешь считать себя там?» Человек тот ответил: «За последнего из тамошних вельмож». «Если же ты отправишься в Антиохию, за кого ты будешь там себя считать?» – «Там, – ответил он, – буду считать себя за одного из простолюдинов». – «Если же пойдешь в Константинополь и приблизишься к царю, там за кого ты будешь считать себя?» И он ответил: «Почти за нищего». Тогда авва сказал ему: «Вот так и святые, чем более приближаются к Богу, тем более видят себя грешными» [1] .

К сожалению, приходится видеть, что некоторые воспринимают таинство исповеди как некую формальность, пройдя которую, они будут допущены к причастию. Готовясь причащаться, мы должны со всей ответственностью отнестись к очищению своей души, чтобы соделать ее храмом для принятия Христа.

Покаяние святые отцы называют вторым крещением, крещением слезами. Подобно тому, как воды крещения омывают нашу душу от грехов, слезы покаяния, плачь и сокрушение о прегрешениях, очищают наше духовное естество.

Для чего мы каемся, если Господь и так знает все наши грехи? Бог ждет от нас раскаяния, признания их. В таинстве исповеди мы просим у Него прощения. Понять это можно на таком примере. Ребенок залез в шкаф и съел все конфеты.

Отец прекрасно знает, кто это сделал, но ждет, когда сын сам придет и попросит прощения.

Само слово «исповедь» означает, что христианин пришел поведать, исповедать, рассказать сам свои грехи. Священник в молитве перед исповедью читает: «Сия рабы Твоя, словом разрешитеся благоволи». Сам человек разрешается от своих грехов посредством слова и получает от Бога прощение. Поэтому исповедь должна быть частной, а не общей.

Я имею в виду практику, когда священник читает список возможных грехов, а потом просто накрывает исповедующегося епитрахилью. «Общая исповедь» была почти повсеместным явлением в советское время, когда оставалось очень мало действующих храмов и по воскресным, праздничным дням, а также постами, они были переполнены молящимися. Поисповедовать всех желающих было просто нереально. Проводить исповедь после вечерней службы тоже почти нигде не разрешалось. Сейчас, слава Богу, храмов, где проводится подобная исповедь осталось очень мало.

Чтобы хорошо подготовиться к очищению души, нужно перед таинством покаяния поразмыслить о своих грехах, вспомнить их. В этом нам помогают книги: «В помощь кающимся» святителя Игнатия (Брянчанинова), «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и другие.

Исповедь нельзя воспринимать, как только духовную моечную, душевую. Можно возиться в земле и грязи не бояться, все равно потом все отмоется в душе. И можно идти грешить дальше. Если человек подходит к исповеди с такими мыслями, он исповедуется не во спасение, а в суд и осуждение. И формально «поисповедавшись», разрешение грехов от Бога он не получит.

Не так все просто. Грех, страсть наносит душе большой вред, и даже принеся покаяние, человек несет последствия своего греха. Так у больного, переболевшего оспой, остаются на теле шрамы.

Недостаточно просто исповедовать грех, нужно приложить все усилия к тому, чтобы победить склонность к греху в своей душе, не возвращаться более к нему. Так врач удаляет раковую опухоль и назначает курс химиотерапии, чтобы победить болезнь, не допустить рецидива. Конечно, не просто сразу оставить грех, но кающийся не должен лицемерить: «Покаюсь – и дальше буду грешить». Человек должен приложить все силы, чтобы встать на путь исправления, более не возвращаться ко греху. Человек должен просить у Бога помощи для борьбы с грехами и страстями.

Те, кто редко исповедуются и причащаются, перестают видеть свои грехи. Они удаляются от Бога. И наоборот, приближаясь к Нему, как Источнику света, люди начинают видеть все темные и нечистые уголки своей души. Подобно тому, как яркое солнце высвечивает все неубранные закутки помещения.

Господь не ждет от нас земных даров и приношений, но: «жертва Богу – дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50: 19). И готовясь соединиться со Христом в таинстве причащения, мы приносим Ему эту жертву.

«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 23–24), – говорит нам слово Божие.

Смертно согрешает тот, кто дерзает причащаться, имея в сердце злобу, вражду, ненависть, непрощенные обиды.

О том, в какое ужасное греховное состояние могут впасть люди, приступающие к причащению в состоянии гнева и непримирения, рассказывает Киево-Печерский патерик. «Были два брата по духу – диакон Евагрий и священник Тит. И имели они друг к другу любовь великую и нелицемерную, так что все дивились их единодушию и безмерной любви.

Ненавидящий же добро диавол, который всегда ходит, “как рыкающий лев, ища кого поглотить” (1 Петр. 5: 8), возбудил между ними вражду. И такую ненависть вложил он в них, что они уклонялись друг от друга, не хотел один другого видеть в лицо. Много раз братия молили их примириться между собой, но они и слышать не хотели.

Когда Тит шел с кадилом, Евагрий отбегал от фимиама; когда же Евагрий не отбегал, Тит проходил мимо него, не покадив. И так пробыли они много времени в греховном мраке, приступали к святым тайнам: Тит, не прося прощения, а Евагрий, гневаясь, – до того вооружил их враг.

Однажды Тит сильно разболелся и, будучи уже при смерти, стал горевать о своем прегрешении и послал к диакону с мольбой: “Прости меня, ради Бога, брат мой, что я напрасно гневался на тебя”. Евагрий же отвечал жестокими словами и проклятиями. Старцы, видя, что Тит умирает, насильно привели Евагрия, чтобы помирить его с братом.

Увидев его, больной приподнялся немного, пал ниц к его ногам и сказал: “Прости и благослови меня, отец мой!” Он же, немилостивый и лютый, отказался простить в присутствии всех, говоря: “Никогда не примирюсь с ним, ни в этом веке, ни в будущем”. И вдруг Евагрий вырвался из рук старцев и упал. Его хотели поднять, но увидели, что он уже мертв.

И не могли ему ни руки вытянуть, ни рта закрыть, как у давно умершего. Больной же тотчас встал, как бы никогда и не был болен. И ужаснулись все внезапной смерти одного и скорому выздоровлению другого. Со многим плачем погребли Евагрия. Рот и глаза у него так и оставались открытыми, а руки растянутыми.

Тогда старцы спросили Тита: “Что все это значит?” И он рассказал: “Видел я ангелов, отступавших от меня и плачущих о моей душе, и бесов, радующихся моему гневу. И тогда начал я молить брата, чтобы он простил меня. Когда же вы привели его ко мне, я увидел ангела немилостивого, держащего пламенное копье, и когда Евагрий не простил меня, он ударил его и тот упал мертвый. Мне же ангел подал руку и поднял меня”. Услышав это, убоялись братия Бога, сказавшего: “Прощайте, и прощены будете” (Лк. 6: 37)» [2] .

Готовясь к причащению святых тайн нужно (если только есть такая возможность) попросить прощения у всех, кого мы вольно или невольно обидели и самим всех простить. Если не представляется возможным сделать это лично, нужно примириться с ближними хотя бы в своем сердце. Конечно, это бывает не просто – все мы люди гордые, обидчивые (кстати, обидчивость всегда проистекает от самолюбия).

Но как мы можем просить у Бога прощения своих грехов, рассчитывать на отпущение их, если сами не прощаем наших обидчиков. Незадолго до причащения верующих на Божественной литургии поется молитва Господня – «Отче наш». Как напоминание нам, что Бог только тогда «оставит (простит) нам долги (грехи) наши», когда и мы оставим «должником нашим».

Источник: pravoslavie.ru

Нужно ли поститься перед исповедью и причастием?

Пост — это ограничения телесные и душевные. Формулировка не совсем понятна, мы разъясним подробнее.

Под телесными ограничениями понимается воздержание от еды. Душевный пост — это уклонение от развлечений.

В статье мы расскажем о том, нужно ли поститься перед исповедью и причастием.

Храм Христа Спасителя

Что такое исповедь?

Странный вопрос, казалось бы. Это покаяние в своих грехах. Мы исповедуемся священнику. А он, в свою очередь, является проводником между Богом и нами.

Исповедь — это сокрушение о грехах. Твердое намерение исправиться. Прекратить совершать те или иные прегрешения. То есть это не формальный отчет на листочке, в котором мы перечисляем свои грехи. Человек должен полностью осознать всю мерзость греховного состояния.

И всем сердцем захотеть исправления.

Таинство исповеди

Подготовка к исповеди

Нужно ли перед исповедью поститься? Если христианин не причащается после нее, то пост только душевный. Он является добровольным делом. Человек сам принимает решение, поститься ему душевно или нет.

Дело в том, что перед исповедью необходимо настроиться. Для этого мало просто взять книгу с перечнем грехов, выписать из нее часть и принести свои записи священнику. Это, как говорят некоторые опытные батюшки, формальный отчет.

Нужно захотеть покаяния. И исправления своей жизни. Например, если человек курит, он должен возжелать всем сердцем отказаться от этой страсти. И осознать, насколько курение противно перед Богом. Этими же губами, в которых была зажата сигарета, мы прикладываемся к Евангелию, причащаемся, целуем крест.

И даже не задумываемся о том, насколько оскорбляем Творца.

А празднословие? Самое первое мытарство, которое предстоит пройти каждому — словом. Сколько болтовни и сплетен выходит из наших уст? Соберутся подружки или родственницы — и начинается. Кости всем перемоют так, что мало не покажется.

Хотя бы перед исповедью давайте воздержимся от праздных разговоров. От просмотра телевизора, долгого сидения за компьютером, прослушивания музыки. Оставим на это время посещение театра и кинотеатра. Лучше задумаемся над тем, что и как будем говорить на исповеди. Без книжки — подсказки, а самостоятельно выпишем те грехи, которые наиболее давят на нас.

А затем пороемся в недрах памяти. Если оставить развлечения, углубившись в себя, столько интересного можно найти.

Постятся ли перед исповедью? Если не собираетесь причащаться, то пост должен быть душевным. Об этом мы поговорили выше.

Итак, подготовка к исповеди включает в себя:

  1. Воздержание от развлечений.
  2. Устремление внутрь себя.

Женщина на исповеди

Что такое причастие?

Нужно ли поститься перед исповедью и причастием? Да, перед причастием необходим телесный пост. Три дня — это минимум. К уклонению от праздного времяпровождения добавляется исключение некоторой пищи. Животного происхождения, а в особо строгие дни не едят и рыбу.

Что есть причастие? Это одно из главных церковных таинств. Соединение человека с Богом через принятие Христовых Таин. Иисус Христос на тайной Вечери заповедовал своим ученикам причащаться. Хлеб — Тело Христово, вино — Крови Его.

Он дал нам причастие как великую милость и надежду на спасение.

Таинство причастия

Почему вино и хлеб?

Среди неверующего народа часто встречаются скептики. Мол, церковь обманывает своих прихожан. В Чаше для причастия только вино и хлеб. Нет там ни Тела Христова, ни Крови Его.

Действительно, почему именно под видом хлеба и вина дается нам причастие? Представьте реакцию людей, которым бы предложили принять в себя настоящую кровь и кусочки плоти. От одной мысли становится страшно, правда? И чтобы не смущались христиане, Бог заповедовал причащаться вином и хлебом.

Готовимся к причастию телесно

Сколько поститься перед исповедью и причастием? Древние христиане постились неделю. В современном мире эти сроки сократились до 3 дней.

Что нельзя есть в период подготовки?

  • Мясные продукты, включая сосиски и колбасы.
  • Субпродукты.
  • Яйца.
  • Молочные продукты.
  • Сыр.
  • Шоколадные конфеты и шоколад молочный.
  • Выпечку, в составе которой есть яйца и молоко.
  • В дни строго поста нельзя есть рыбу.

Из рациона исключают алкоголь. Желательно воздерживаться от любимых лакомств.

Посмотришь на список запретов, и становится грустно. А что же можно есть? Разрешается горячая пища. Это могут быть крупы, овощи, постные супы, постный хлеб, соленые и квашеные блюда. Из напитков допускается чай, кофе, соки, минеральные воды, компоты.

Овощной салат

Постимся душевно

Как поститься перед исповедью и причастием, мы выяснили. Не есть пищу животного происхождения, воздерживаться от увеселительных мероприятий. Если вы собираетесь причащаться, то необходимо знать следующее:

  • Не допускается физической близости между супругами во время говения.
  • Если у женщины критические дни, то причащаться нельзя. Сейчас популярна практика причастия во дни нечистот. Ею увлекаются молодые священники. Пожилые категорически запрещают приступать к таинству в этот период. Если речь не идет о смертельной опасности или болезни. Очищение длится у женщин несколько дней. В церковной практике выдерживают неделю, только потом приступают к таинству причастия.
  • Перед причастием нельзя курить. Когда человек давно и прочно дружит с «табачной палочкой», он знает, насколько тяжело продержаться без нее сутки. Придется потерпеть четыре дня как минимум.
  • Существует мнение, что перед причастием нельзя чистить зубы. Это не так. Даже священникам рекомендовано проводить чистку зубов. Что уж говорить о мирянине.
  • В день причастия нельзя кушать после полуночи. И с утра, перед таинством, не едят. Нельзя пить святую воду и вкушать просфору.
  • Обязательно чтение канонов и молитв перед таинством. Читают три канона: Господу, Богородице, Ангелу-Хранителю. И последование ко святому причащению. Это правило есть в каждом молитвослове.
  • Воздерживаемся от посещения гостей. И прочих развлекательных мероприятий.

Ослабление поста

Нужно ли поститься перед исповедью беременным, больным и детям? Если человек просто исповедуется, то пост должен быть душевным. Когда речь идет о причастии, то ослабление или отмену поста совершает только священник. С этим вопросом необходимо подойти к батюшке.

Каша с яблоками

Смысл поста

Нужно ли поститься перед исповедью без причастия, мы выяснили. Душевный пост необходим.

Давайте поговорим о смысле поста. Существует четыре длинных постных периода. Это Рождественский пост, который длится с 28 ноября по 6 января. Он установлен в честь Рождества Христова. Пост этот радостный, ожидающий рождения Спасителя.

Рождество Христово

Второй пост — Великий. Самый длинный и сложный из четырех. Длится почти 50 дней. Очень строгий по своему уставу. Под запретом рыба, а растительное масло разрешается вкушать только в выходные.

Великий пост установлен в память о посте Спасителя в пустыне. Господь постился 40 дней.

Петров пост. Начинается он после Троицы. Пост переходящий, поэтому его длительность может варьироваться от 1 недели до 1,5 месяцев. заканчивается в день Петра и Павла — 12 июля.

Успенский пост. Короткий, но такой же строгий, как Великий. Длится всего две недели. Люди постятся в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Смысл поста в борьбе с собственными страстями и желаниями. Отсекая страсти как телесные, так и душевные, мы побеждаем себя. Пост — это время огромной духовной работы, покаяния и осознания своих грехов.

Внешний вид и правила поведения

В статье мы рассказали о том, нужно ли поститься перед исповедью. Ответ на этот вопрос дан.

Предлагаем коротко поговорить о посещении храма. Как вести себя, когда приходить, что делать.

Начнем с правил внешнего вида и поведения:

  • Одевайтесь скромно. Понятно, что в храм не ходят в топиках, с декольте и обнаженными плечами. Это касается женщин. Мужчины посещают храм в брюках и рубашках. О шортах, борцовках и футболках придется позабыть.
  • На женщине должна быть юбка или платье. Голову покрываем платком, шляпой или иным убором.
  • Мужчина, находясь в храме, снимает головной убор.
  • Милые женщины, не надо краситься, когда идете в церковь. Это не очень уместно в доме Божьем. Разумеется, маникюр не спрятать. И от наращенных ресниц не избавиться. Но тени и губную помаду отложите до «выхода в свет». С накрашенными губами не приложишься к иконе, ибо запачкаешь ее. Да и к Чаше не подойдешь, причащаясь, перепачкаешь лжицу.
  • Если собрались в храм с детьми, не позволяйте им кричать и бегать. Дети должны вести себя спокойно. Не носиться по храму, оглашая его громкими воплями, не отвлекать от молитвы прихожан. И уж тем более не пытаться зайти на амвон и заглянуть в алтарь. За поведение детей в храме отвечают родители.
  • Нельзя говорить в храме. Тем более кричать и смеяться. Пришли, поставили свечи, приложились к иконам, и молитесь тихонько.

Мы пришли в храм

Когда приходить в храм? За 15-20 минут до начала службы. Спокойно напишите записки, купите свечки. Сможете поставить свечки перед иконами, приложиться к образам. Никому мешать не будете, и вас никто не станет одергивать. Если опоздали на службу, то придется дождаться ее окончания.

И только потом ставить свечи, прикладываясь к иконам.

Когда идете на исповедь, не нужно толкаться. Спокойно займите очередь. В беседы вступать не нужно. И выяснять, кто здесь стоял, неуместно. Очень нелепо смотрится, когда в очереди на исповедь начинается выяснение отношений. Прихожане шипят друг на друга, пытаясь определиться, кто же перед кем стоял.

Мы пришли к Богу, а не очередь за колбасой заняли. Если к вам подскакивает ретивая дама, громко оповещая о том, что она «вот за этой бабушкой в платочке стояла», пропустите. Пусть стоит себе, только молча. Еще не хватало в конфликт вступить из-за выяснения очередности.

Заключение

Вот мы и разобрались с тем, как поститься перед исповедью: что можно есть, от каких продуктов следует воздержаться. Как душевно «укротить» себя.

Сейчас идет Рождественский пост. Самое время для того, чтобы заглянуть внутрь себя. Покопавшись в собственной душе, столько интересного можно обнаружить. Да такого, что бегом побежим на исповедь.

Источник: fb.ru

Правила соблюдения поста перед причастием, что можно и нельзя есть

Причастие – одно из великих таинств церкви, позволяющее прихожанам соединиться с Богом, вкусив его «плоть и кровь», в качестве которых выступают освященные хлеб и вино. Верующие, регулярно посещающие причастие, поминают таким образом и Иисуса Христа, выражая истинную любовь к Сыну Божьему. Посещение причастия требует предварительной подготовки, выражающейся в виде поста и молитв. Для чего нужен пост, соблюдаемый перед причастием, разберемся ниже.

Необходимость евхаристического поста

Необходимость евхаристического поста заключается в подготовке тела человека к великому таинству, без которого невозможно единение с Господом Нашим. Отношение к посту менялось вместе с отношением к важности самого причастия. В давние времена считалось, что причащаться нужно не чаще 1-2 раз в год, соответственно, пост перед обрядом был долог и строг.

Позже церковные служители пересмотрели подход к таинству, решив, что частые причастия не возбраняются и даже поощряются. Таким образом изменилось и отношение к посту, который стал менее продолжительным и строгим.

Сегодня главами церкви принят к руководству документ о правилах участия верующих в Евхаристии, согласно которому пост должен длиться:

  • трехдневный пост для тех прихожан, которые причащаются не чаще 1-2 раз в году;
  • восемь часов для верующих, посещающих таинство 1 раз в неделю или чаще.

Обратите внимание! Все богословы сходятся во мнении, что к Евхаристии следует подходить с полным пониманием сути происходящего и чистыми помыслами. Если это не так, то в таинстве нет смысла, не зависимо от того, проводится оно еженедельно или раз в году.

Соблюдение обязательных постов

Держать пост требуется не только перед причастием. Необходимо соблюдать правила проведения других постов, так как они все подготавливают тело с разумом, очищая и закаляя их.

много еды

Среди обязательных постов, принятых к соблюдению в православной церкви, выделяют:

  1. Великий пост, приуроченный к почтению памяти Спасителя нашего, голодавшего во время путешествия по пустыне.
  2. Страстная седмица – посвящена памяти последних дней жизни Иисуса Христа, предшествующим его мученической смерти во искупление грехов наших и последующего воскрешения.
  3. Успенский – соблюдается в честь Успения Божьей Матери.
  4. Пост в честь жития и смерти двух последователей Иисуса Христа – Павла и Петра. В народе его называют Петров пост.
  5. Рождественский.

Главной целью всех постов, не зависимо от их длительности или важности для религии, является борьба с чревоугодием и укрепление веры, а не оздоровление организма, как принято считать в наши дни.

Что можно и нельзя есть перед причастием

Итак, вы решили пойти на причастие, но не знаете, как правильно кушать, чтобы подготовить тело к предстоящей церемонии. Ниже будет приведен список продуктов, запрещенных церковью для употребления в пост:

  • мясо;
  • яйцо;
  • продукты молочного происхождения.

мясо запрещено

Рыба также не рекомендуется к употреблению, за исключением тех случаев, когда она составляет основной рацион постящегося в течение его повседневной жизни. В день перед самой Евхаристией прихожанам запрещается есть любую пищу, даже хлеб. Время, отводимое на еду, посвящается молитвам, помогающим настроить душу верующего на нужный лад.

Что нужно учитывать перед решением о посте

Воздержание от приема пищи – серьезное испытание не только для духа верующего, но и для его тела. Исходя из этого, не стоит совершать необдуманных поступков, приступая к длительному, изнурительному посту, не имея на то физических сил. Перед принятием решения о становлении на пост, учитывайте следующие особенности:

  • возраст;
  • текущее состояние здоровья;
  • влияние внешних условий на ваш организм.

Некоторые верующие, не учитывающие эти факторы, изматывают себя до такой степени, что на причастие уже не остается сил. Имейте это в виду и не повторяйте подобных ошибок в будущем.

причастие ребенка

Возраст

Многие верующие понимают указания о посте слишком буквально, применяя его ко всем, начиная от маленьких, еще не окрепших детей, заканчивая стариками. Это неверное решение, так как состояние организма у всех разное, и длительный пост, идущий на пользу крепкому, здоровому человеку, может оказаться фатальным для неподготовленного верующего. Детям и старикам желательно сокращать время нахождения на посту, чтобы не истощать их физические силы.

Обратите внимание! Священнослужители рекомендуют делать упор на чистоту помыслов и душевный настрой, а физическое очищение относить на второй план.

Неполное соблюдение поста – не такая большая ошибка, как причащаться к великому таинству без должного душевного состояния.

Состояние здоровья

Второй фактор, на который почему-то мало обращают внимание, – состояние здоровья. Многие считают, что воздержание от еды моментально избавит от всех проблем, не влияя при этом на организм в негативную сторону.

много детей

Чтобы не попасть в ситуацию, когда отказ от обычной пищи приведет к обострению болезни и ухудшению физического состояния верующего, проконсультируйтесь о будущей диете у врача. Он оценит текущее состояние и даст точные рекомендации по поводу урезания рациона во время подготовки к таинству. Такой совет даже звучит из уст самих священников, которые пекутся о благе своей паствы.

Внешние условия

К внешним условиям, влияющим на принятие решения о соблюдении поста в полной мере, можно отнести:

  1. Природные условия. Верующие проживают в различных регионах, климат в которых не всегда благоприятен для человека. Это создает дополнительную нагрузку на организм, требуя от него пищи для поддержания функциональности. Если этим пренебрегать, ревностно соблюдая все известные посты, тело не выдержит и начнет разрушаться.
  2. Интенсивность рабочего дня. В современном обществе много тяжелой работы решается при помощи механизмов и новейших технологий. Однако человеческий труд никто не отменял, а высокая физическая активность требует дополнительных затрат энергии. Если ее неоткуда брать, организм начинает изнашиваться, а здоровье – ухудшаться.

правила причастия

Исходя из вышеперечисленных факторов, можно сделать вывод, что воздержание от еды – дело нужное и богоугодное, но подходить к нему надо с умом, не причиняя себе ненужного ущерба. Главное – не изнурять себя отказом от пищи, а иметь правильный настрой и веру в Господа и Иисуса Христа.

Послабления диеты

Святые отцы отлично понимают важность сбалансированного, правильного питания, отчего существует ряд официальных условий, дающих послабление во время поста для различных категорий прихожан. К ним относятся:

  1. Беременные женщины.
  2. Маленькие дети.
  3. Военнослужащие.
  4. Матери, кормящие младенцев.
  5. Тяжело больные люди.

Большинство из них имеют от врачей особые предписания по поводу рациона, которые разрешается соблюдать с благословлением от местного священника.

помидор в руках

Для беременных

Наверно, не нужно заострять особо внимание на том, как важно правильно питаться женщинам на сносях или кормящей маме. От этого будет зависеть будущее не только одной конкретной прихожанки, но и здоровье ее потомства.

Набор продуктов, необходимых для принятия на постоянной основе, обычно обсуждается с врачом, после чего получается благословление у священника.

Не стоит бояться обратиться за ним в церковь, так как там всегда рассмотрят вашу проблему и постараются пойти на уступки. Все мы – дети Божьи и никому не чуждо понимание и соучастие.

Для детей

Подрастающему, еще не окрепшему организму требуется питаться комплексно, не исключать из рациона столь необходимые продукты. Для этого для детей юного возраста делаются большие послабления во время поста, обсудить которые нужно и с врачом, и со священником.

Примечателен случай, когда к священнослужителю обратился мальчик, которому запрещали поститься по состоянию здоровья. Святой отец посоветовал прекратить жевать малышу жвачку во время поста, так как он крайне злоупотреблял этой вредной привычкой. Так малыш стал причастен к общему таинству и подготовке к нему, пусть и такими окольными путями. По словам самого малыша, этот отказ стал для него серьезным испытанием, но он справился и благодарен церкви за столь мудрый совет.

причастие ребенка

Постарайтесь и вы найти индивидуальный подход к ребенку, предложив ему отказаться от употребления чего-то не столь необходимого для формирования крепкого и здорового организма. Помните, что всегда может найтись продукт, от которого не грех отказаться на продолжительное время.

О длительности

Длительность поста во многом зависит от частоты посещения верующим причастий и его готовности следовать заповедям Божьим. Согласно официальному постановлению церкви, пост перед причастием длится:

  • не менее трех дней, если верующий посещает таинство 1-2 раза в год;
  • от 6 до 8 часов в тех случаях, когда причастие осуществляется еженедельно или чаще.

Не забывайте, что это лишь общие рекомендации, которые применимы к здоровым телесно и духовно прихожанам. Если у вас имеются какие-либо проблемы со здоровьем – не забудьте проконсультироваться по поводу ограничения питания у специалистов. Такой подход сбережет вам время и деньги, которые придется потратить на восстановление подорванного ограниченным питанием здоровья.

Источник: pravoslavyy.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Funkyshot.ru