Можно ли праздновать новый год мусульманам без алкоголя

Перед Новым годом в социальных сетях начинается бурное обсуждение, можно ли праведному мусульманину отмечать этот праздник. Через WhatsApp непрерывно отправляют сообщения с угрозами, что встречающие Новый год могут попасть в ад, такая же участь ждет и тех, кто поставит в доме елку. 24.kg узнало в ДУМК об отношении к празднованию Нового года в исламе.

Стоит ли отмечать Новый год?

Новый год — это не мусульманский праздник. Если посмотреть на историю его возникновения, то дата связана с христианством. Поэтому ДУМК считает, что верующие мусульмане не обязаны праздновать.

Но тем не менее можно принять Новый год не как религиозный праздник, а просто как начало нового периода, как государственный праздник светской страны. Если вы поздравите своего соседа или коллегу с началом нового года, уж точно не попадете в ад.

Что говорил пророк Мухаммед о Новом годе?

Один из аргументов противников этого праздника в том, что пророк Мухаммед ничего хорошего не говорил про Новый год. В действительности он нигде не упоминал об этом празднике. Потому что Мухаммед жил в VII веке, а Новый год начали отмечать только с 1 января 1700 года. Так что пророк не мог знать о нем.

НОВЫЙ ГОД И РОЖДЕСТВО В ИСЛАМЕ, МОЖНО ЛИ ПРАЗДНОВАТЬ И ПОЗДРАВЛЯТЬ? — Доктор Закир Найк

Можно ставить елку в доме и запускать фейерверк?

Все зависит от предназначения и смысла. Например, елку можно использовать как растение или в декоративных целях. Но запрещается ставить как новогодний символ, чтобы поклоняться и ждать от нее исполнения желаний.

Могут ли дети мусульман посещать новогоднюю елку в школе, детском саду?

Дети мусульман могут принимать участие в любых праздниках, если это мероприятие не противоречит вере родителей. В новогодних праздниках излишне олицетворение Деда Мороза как волшебного и сверхъестественного героя.

Но если вы объяснили ребенку, что надо просить исполнения желаний не у Деда Мороза, а у Бога, можете смело отправлять ребенка на школьный праздник.

В любом случае каждый родитель волен сам решать, что можно и нельзя его ребенку.

Что делать мусульманину, когда в честь Нового года везде начинают вешать фотографию символа 2019-го — свиньи?

С покровителем 2019 года все сложно. Свинья в исламе — нечистое животное. Поэтому ее фотографии верующие никак не используют. И уж точно никто из верующих не порадуется, если его поздравят с наступлением Года свиньи.

Например, в Туркменистане в этом году приняли решение не упоминать о 2019 годе и не вешать фотографию свиньи.

В исламе годы не ассоциируются ни с каким астрономическим символом и покровителем.

Должен ли верующий агитировать против празднования других?

Верующий, если он знает принципы религии, может лишь разъяснить причину отказа от какого-либо праздника, но ни в коем случае не станет запрещать остальным. Одна из основ ислама — терпимость и толерантность. Поэтому каждый человек волен сам выбирать путь.

Источник: 24.kg

Почему нельзя праздновать Новый год мусульманину

Вопрос, связанный с тем, почему нельзя праздновать Новый год мусульманину, волнует многих верующих в преддверии праздничных дней. Попробуем разобраться в этом непростом вопросе вместе?

Что такое Новый год с точки зрения религии

Новый год — не религиозный, а обычный (светский) государственный праздник, такой же, как, например, День Победы. Христиане, равно как и последователи иных религий, не придают ему какого-то особого религиозного смысла. Считать Новый год христианским или каким-то иным религиозным праздником совершенно неверно.

Так что относиться к нему стоит нейтрально. Новый год как праздник не принадлежит никакому религиозному течению. Тогда почему нельзя праздновать Новый год мусульманину?

Не исламский праздник

Многие мусульмане, чтобы поддержать хорошие отношения с коллегами, родственниками и друзьями, которые планируют отмечать Новый год, желают поздравить их с этим праздником, но посетить какие-то мероприятия, связанные с ним, не могут. Почему нельзя праздновать новый год мусульманину?

На заметку!

Каждый последователь ислама знает, что Новый год – это не мусульманский праздник. В исламе все праздники имеют лишь одну главную цель, которая заключается в восхвалении Аллаха.

Что же касается Нового года, то этот праздник его никак не восхваляет. Поэтому в исламе есть свой новый год, называемый Хиджра. Это время, когда пророк переезжал из Мекки в Медину. Но и этот день праздником как таковым не считается.

Но означает ли это, что праздник Новый год, будь то по российскому или по другому календарю, отмечать мусульманину вовсе запрещено, так же, как и поздравлять с ним?

О запретах в связи с празднованием Нового года

Естественно, что прямых запретов, связанных с Новым годом, не существует ни в Священном Коране, ни в других источниках. В законах ислама все дозволено до тех пор, пока не будет указаний, связанных с запретом или обязательностью.

Интересно!

Естественно, что нужды отмечать этот праздник нет совершенно никакой, но если речь идет именно о запрете, то такового тоже не существует. В исламе к Новому году, так же, как и к ряду других праздников, таких как День Победы в России или День независимости в США, относятся одинаково.

Все эти дни по отношению к исламу внешние. Так можно или же нельзя праздновать Новый год мусульманину и почему? Отмечать праздники, подобные Новому году, мусульманину никто не запрещает. Единственное условие заключается в том, чтобы избежать всех запрещенных моментов.

Верующим в Аллаха нельзя употреблять спиртные напитки и даже находиться рядом с теми, кто их в этот момент пьет.
Запрещены танцы между мужчинами и женщинами, посторонними друг другу.

Отмечать Новый год мусульманину нельзя в том случае, если праздник сопровождается пьянством и расточительством.

На заметку!

Есть также такое мнение, что у мусульман есть запрет, связанный с уподоблением последователям иных религий, а потому и Новый год также может быть запретным праздником. Мусульмане не должны как-либо применять те вещи, которые уже стали отличительными характеристиками представителей иных религиозных направлений.

Например, последователю ислама категорически запрещено надевать крест и рясу, как это делают христианский священники. То же самое касается и хасидской шляпы, зажигания свечей на хануку, как у евреев и т. д.

При этом стоит подумать о традициях празднования Нового года, относятся ли они к отличительным моментам иных религий и если ответ положительный, то каких именно.

Следовательно, праздновать Новый год мусульманину нельзя только в том случае, если он никак не сможет не нарушать в этот день правила шариата. В любом случае, каждый верующий может ответить для себя на вопрос, чем именно является для него Новый год, а затем действовать соответствующим образом.

Как вам статья?

Источник: rat-felt.ru

Ислам и празднование Нового года

В мусульманском информационном пространстве, особенно в социальных сетях, можно встретить запреты на празднование Нового года и поздравления с ним. При этом аргументацией в пользу запрета становятся вымышленные интернет-истории возникновения такого праздника (версий множество!).

Обычно пишут, что когда-то давным-давно это был языческий праздник, а потому праздновать его нельзя. С одной стороны, все верно — мусульмане не празднуют языческие праздники. Но с другой стороны — нужно учитывать, что никто в нашем обществе не празднует Новый год как языческий праздник и никому в этот день не поклоняется, ни елочке, ни Снегурочке, ни Деду Морозу. Это очевидно.

Новый год — светский праздник

Сегодня для многих жителей Земли празднование Нового года является государственным праздником, цель которого — отметить окончание очередного календарного года[1]. Государственные органы, компании, организации, жители страны подводят итог годовой деятельности, дарят друг другу подарки, зовут в гости, посещают родственников и просто отдыхают после годовой трудовой деятельности.

Новогодние каникулы — это время для зимнего вида спорта и отдыха, для культурно-развлекательных мероприятий. То есть люди отмечают не языческий праздник, а проводят этот период отдыхая, с весельем и встречами друзей, родственников.

Для детей это особое время, когда взрослые уделяют им большее внимание, дарят им подарки, вкусности, водят на новогодние представления, концерты, то есть окружают их своим вниманием и заботой больше, чем в обычные дни. Никакого религиозного элемента в данном случае вообще нет. Религия и вера тут не затрагиваются вовсе. Потому в таком случае действует хадис, согласно которому все дела оцениваются по намерениям.

Хадисы по теме праздников

Заключительный Божий посланник, пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует), говорил: «Воистину, дела [оцениваются, как и выстраиваются, реализуются] только по намерениям. И каждому человеку [воздастся] в соответствии с намерением»[2]. Также в достоверном хадисе сказано: «Дарите друг другу подарки, дабы укрепить (усилить) чувство любви [уважения] меж вами»[3].

Если люди преследуют цель в канун смены календарного года собрать родственников, пожелать чего-то доброго и воодушевляющего, подарить друг другу подарки и весело отдохнуть после напряженного года, то их дела будут оцениваться соответственно, как и сказано в достоверном хадисе.

Активно отдыхать с пользой для души и тела, навещать родных и приглашать гостей, дарить подарки и радовать своих близких — все это никак не порицается, а наоборот, поощряется в Исламе.

Поздравить человека с наступлением нового календарного года или поздравить его с днем рождения не несет в себе ничего, кроме желания сделать человеку приятное.

При правильном отношении к новогодним торжествам они становятся очень даже хорошей возможностью для пополнения своего личного дела пред Богом добрыми поступками.

Поздравление человека с Новым годом указывает на проявленное внимание к ближнему и пожелание ему добра в новом по григорианскому календарю году.

Хадисы и 5 важных аргументов

Несведущий интернет-пользователь, особенно из новичков в религиозной практике, любящих запрещать все и вся, может прислать вам ролик о «запрете Нового года», где будут фигурировать слова «ширк» (язычество), «куфр» (безбожие). В ответ на такие «богобоязненные додумывания и выдумывания» приведу несколько хадисов:

1) Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Воистину, Аллах (Бог, Господь) установил обязательные положения (фарды), так не растеряйте же их! Очертил границы [определенное число ежедневных обязательных молитв-намазов, например, определенная форма соблюдения обязательного поста и количество дней; конкретные наказания за конкретные преступления и т. д.], так не переходите же их [не нарушайте, не усложняйте, не ужесточайте]!

Он [Господь миров] запретил некоторые вещи [например, явный грех, как-то: воровство, ложь, сквернословие], так не совершайте же их! А о других вещах Он умолчал, не по забывчивости, а из милости к вам. Так не организуйте же поиски (исследования) относительно них [для выяснения обязательности или запрещенности. Они относятся к разрешенному, ведь все, что не запрещено прямым текстом Корана или достоверной Сунны, остается по умолчанию разрешенным]»[4].

Если вы не поклоняетесь новогодней елочке, Снегурочке или Деду Морозу, тогда нет язычества, нет обожествления чего-либо, помимо Бога, а потому и запрета нет.

2) В наше время появилось много интернет-»шейхов», завлекающих людей «обоснованными» запретами, которые на самом-то деле додуманы или выдуманы ими. Вынужден напомнить им и их последователям: если прямого и однозначного текста в Коране и Сунне нет, тогда и запрета нет. Канонические запреты – прерогатива Аллаха (Бога, Господа).

Если кто-то хочет что-то запретить, косвенно обосновывая Кораном и Сунной, то это его личное мнение, которому можно следовать по желанию, а можно и игнорировать. Мнения в мусульманском богословии исчисляются сотнями тысяч, а возможно, и миллионами, но если идет речь о запрете (харам), то на это должен иметься прямой и однозначный Божий запрет в тексте Корана и Сунны.

Жизнь подтверждает: народные «законотворцы» подводят людей в итоге к радикализации либо к полному отчуждению от религии. И те из вас, кто имеет более 20 или 30 лет опыта совершения религиозной практики, наверняка видели тому много живых подтверждений.

Не зря пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Погибнут [иссохнут духовно, душевно, психологически; физически] те, кто щепетилен (чрезмерно строг). [Опасайтесь перфекционизма, в том числе и в вопросах веры, религиозной практики, иначе это погубит вас! Упрощайте, а не усложняйте]». Он (да благословит его Господь и приветствует) повторил эти слова трижды[5]. Также пророк Мухаммад предупреждал: «Бойтесь чрезмерности [фанатичности] в вопросах веры (религии)! Воистину, [многие] кто был до вас, погибли именно из-за этого»[6].

3) Сторонники запрещать Новый год любят цитировать следующий достоверный хадис. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Вы непременно последуете путями тех, кто был до вас, пядь за пядью, локоть за локтем [буквально будете копировать их в отдельных религиозных положениях]. Даже если они полезут в нору ящерицы, то вы также [бездумно] полезете [за ними]». Сподвижники спросили: «О посланник Божий, это об иудеях и христианах?» Он ответил: «А о ком же еще?!»[7]

Имеет ли этот хадис отношение к празднованию Нового года, проведению его в халяльном семейном формате? Не имеет ни малейшего отношения, так как Новый год не является религиозным праздником. Если вы не молитесь на елочку, не молитесь на Деда Мороза, прося его о том или ином, не употребляете алкоголь и не совершаете очевидно запретных действий, тогда ни о каком запрете (харам) праздничных мероприятий и разговора быть не может. К религиозному празднику в контексте зимних празднеств можно отнести лишь Рождество. Празднуя его, да, мусульманин попадает под смысл упомянутого достоверного хадиса.

Хадис говорит о мусульманской идентичности, строгом следовании постулатам веры (их шесть) и постулатам религиозной практики (их пять). К сожалению, в реалиях современного религиозного невежества и фанатизма под идентичностью подразумеваются внешние атрибуты (длинная борода и стрижка наголо у мужчин и паранджа с прорезью для глаз у женщин).

4) Также современные интернет-»шейхи» и их последователи любят цитировать в адрес осуждающих их слова пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «Поистине, я опасаюсь, что среди моих последователей [появятся] имамы [богословы], сводящие с верного пути [притчами, небылицами, домыслами и различными мнениями]. Но до самого Божьего приказа [до Конца Света] будет оставаться группа из моих последователей, придерживающихся верного пути [ученые, следующие Корану и Сунне]. Им не навредят те, кто лишит их поддержки (оставит без помощи) [они окажутся независимыми]». Имам ‘Али ибн Абу Талиб прокомментировал: «Это о тех ученых, кто работает с хадисами [а не с притчами, небылицами, домыслами и мнениями; именно они будут продолжать следовать верному пути до Конца Света – Корану и Сунне]»[8].

И если посмотреть на этот хадис объективно, то он адресован именно самим законотворцам мусульманских запретов. Ведь основой в шариате является разрешенность (ибаха), если нет прямого и однозначного запрета (тахрим) в Коране и достоверной Сунне. Именно выдумывающие запреты и являются сбившимися с верного пути и сводящими с него («сами заблудились и других вводят в заблуждение»[9]).

5) Для тех, кто хоть чуть-чуть разбирается в мусульманском богословии, проведу параллель с запретами (тахрим) на европейскую одежду, которые были категоричными на начальном этапе появления ее в традиционно мусульманских странах, где стиль одежды совсем иной.

Вот, что сказал один из главных и очень авторитетных богословов саляфитского течения Ибн ‘Усаймин (1929-2001)[10], отвечая на вопрос о возможности ношения европейской одежды: «Ношение ее запрещено (харам). Но это в том случае, если надевают ее лишь и только безбожники. Надев ее, ты становишься одним из них. В хадисе сказано: «Кто старается походить на других, тот — из них»[11]. Но если она, европейская одежда, станет чем-то распространенным среди людей (все ее надевают, независимо от вероисповедования), тогда элемента стремления походить на кого-то нет, а потому нет и запрета»[12].

Один из величайших мусульманских ученых современности ‘Али Джум‘а[13] относительно истории появления европейской одежды в мусульманских странах сказал: «На начальном этапе появления европейской одежды (шляп, костюмов) мусульманские ученые запрещали надевать такую одежду и высказывали даже мнение о том, что, кто ее наденет, тот становится безбожником. И это не потому, что данное действие само по себе лишает человека веры, а потому, что обычно ее носили безбожники. Но когда эта одежда стала повсеместной, обычной для людей и обыденной (отсутствие привязки к представителям какой-либо религии), никто (абсолютно никто) из мусульманских ученых уже не говорил о запрете на ее ношение»[14].

Некоторые современные интернет-пользователи заявляют о запрете в Исламе Нового года, обосновав это якобы языческими корнями данного праздника. Такой подход и хукм (богословский вывод) – очевидное невежество. В современных реалиях России это просто светлый семейный праздник, не имеющий никакого отношения ни к язычеству, ни к какой-либо из религий.

Запрещать его — значит не знать, как выводится хукм в Исламе, как дается богословское заключение (фетва). Обзывать празднующих его мусульман кяфирами — очевидное заблуждение и проявление такфиризма. И замечу, что я говорю о праздновании Нового года, а не Рождества, и именно в рамках мусульманских канонов, когда отсутствует явно запретное, например, алкоголь. И уместно вспомнить, что 12 месяцев как лунного календаря, так и солнечного являются знамением Господа миров и упоминаются в Коране[15].

Какому мнению последуете вы, читатель, для меня не имеет значения. Моей обязанностью, как профессионального богослова с многолетним стажем, было прояснить вопрос с точки зрения Корана, Сунны и шариата.

Подписывайтесь на нашу страницу в Instagram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

Источник: umma.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Funkyshot.ru