Можно ли пить алкоголь перед исповедью

Интервью председателя Комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете г. Москвы духовника Свято-Димитриевской общины сестер милосердия протоиерей Аркадия Шатова газете Московского научно-практического центра наркологии «Независимость личности».

Интервью председателя Комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете г. Москвы духовника Свято-Димитриевской общины сестер милосердия протоиерей Аркадия Шатова газете Московского научно-практического центра наркологии «Независимость личности».

— Отец Аркадий, сточки зрения Церкви наркомания и алкоголизм — это грех или болезнь, искушение или испытание?
— Это и грех, и болезнь, и искушение, и, стало быть, испытание. Начинается, конечно, как грех, а кончается болезнью. Поэтому здесь присутствует, к сожалению, и то и другое.

— То есть алкогольная и наркотическая зависимости не только психосоматическое заболевание, но и сложная проблема личности.
— Конечно, как всякая проблема греха. Грех имеет отношение не только к болезням, не только к душе человека, но и к духу. Грех — это отпадение от Бога. Потеряв радость общения с Богом, человек начинает искать для себя других утешений.

Обязателен ли трехдневный пост перед Причастием

— Разве алкоголик и наркоман могут быть полноправными членами Церкви? Ведь они искажают образ Божий?
— Полноправными членами Церкви, Церкви как Тела Христова являются только святые. Все грешники лишь отчасти являются членами Церкви, в той степени в какой они победили грех. То есть, та часть их души и существа, которая не подвержена греху и входит в Церковь. Нет на земле людей абсолютно святых, и все люди грешники, поэтому членами Церкви являются кающиеся грешники.

Если наркоман или алкоголик каются в своих грехах, то Церковь, как кающихся грешников, принимает всех. Господь говорит: «Грядущего ко Мне, не изжену вон». Если человек приходит к Богу и кается, то церковь его принимает. К сожалению, с алкоголизмом и наркоманией так не бывает, чтобы человек резко бросил, это долгий и мучительный процесс.

— Как может Церковь помочь противостоять этой беде?
— От чего эта беда бывает у человека? От того, что ему плохо живется. Жизнь его неустроенна. Церковь не может помочь ему, устроив внешнюю сторону жизни, потому что вне нас всегда присутствуют зло и грех, присутствуют несправедливость и страдание, но внутри нас в нашей душе может установиться мир. Может установиться покой.

Внутри нас может быть радость общения с Богом, и человек, приобщенный к этой радости, к этому миру не нуждается в порочных удовольствиях.

— Среди православных встречается такое мнение, что нужно использовать чисто духовный метод борьбы с этими недугами: молебны, акафисты, проживание в монастырях, посты, зароки воздержания, паломнические поездки и т. д. Следует ли обращаться к врачу, если это недуг духовный?
— Поскольку наркомания и алкоголизм являются и грехом, и болезнью, то в той мере, в какой это является болезнью, в этой степени надо обращаться к врачу. Когда у человека запой, вывести его из запоя должен врач, а не священник.

Можно ли во время поста УПОТРЕБЛЯТЬ АЛКОГОЛЬ ? Священник Владислав Береговой

— А следует ли рассчитывать на чудесное исцеление?
— Всегда наше избавление от греха — это чудо, совершаемое Господом, чудо любви
Божией. Человек бросает дурные привычки всегда по милости Божией. Если бы не Бог, мы бы и дальше продолжали бы грешить. Без Бога мы не можем совершать ничего доброго. Но рассчитывать на мгновенное исцеление — принимал человек наркотики, пил, а потом один раз помолился Богу и получил исцеление, больше его не волнует эта проблема — на это рассчитывать нельзя.

Борьба с этими болезнями идет долгие годы.

— Помимо медикаментозных методик лечения от наркомании и пьянства существуют так называемые духовно ориентированные программы. Одна из самых известных — программа «12 шагов», используемая всемирно известным сообществом «Анонимные Алкоголики» (АА) или «Анонимные Наркоманы» (АН). Участвует ли Русская Православная Церковь в работе этих программ?
— Очень часто группы анонимных алкоголиков и наркоманов собираются в церковных помещениях. Иногда церковь просто предоставляет такую возможность, присутствовать священник может только на открытых собраниях. Кроме того, Церковь предлагает программы, основанные на «12 шагах», на программах Анонимных Алкоголиков, но видоизмененные и приспособленные к нашему менталитету. В частности молитва возносится на этих собраниях к Господу нашему Иисусу Христу, а не к какому-то абстрактному богу, как каждый из нас его понимает.

— Что делать, если батюшка и зависимый человек не нашли взаимопонимания? Пришел он на исповедь, рассказал свою жизнь, батюшка в ужасе — отказал в причастии: бросишь это все, тогда приходи. Что делать человеку, он в отчаянии.
— Я не всегда разрешаю причащаться алкоголикам и наркоманам, если человек не дает мне твердого обещания бросить это. Если он не решился на борьбу не на жизнь, а на смерть с этим недугом, я такого человека тоже не допускаю к причастию. Но я стараюсь принять его с любовью, объясняю, что с этим грехом нужно бороться.

Священник должен принимать с радостной улыбкой человека, который приходит на исповедь. И ни в коем случае не прогонять его. Человек приходит не к священнику, а ко Христу. И, прогоняя его, мы являемся уже не пастырями, а волками. Может быть лишение причастия, как исправительная мера.

Иногда священник может позволить себе сказать что-то резкое, строгое, если это не оттолкнет человека от церкви, а послужит его исправлению. Другое дело, если человек приходит на исповедь и говорит: я грешил и буду грешить, это все не грех. Легкие наркотики — это не так страшно. Я ж тяжелые не принимаю. Такому человеку нужно объяснить, что, либо ты каешься в грехе, либо исповедь не принимается.

— Какая модель организации медицинской помощи нарко- и алкогольнозависимым представляется Вам предпочтительной?
— Мне кажется, очень большое значение имеет фактор личности. И успешной очень часто является не какая-то абстрактная модель, а дело, которое возглавляет какая-то яркая личность, и от этой личности зависит очень многое, как и от личности священника. Можно осуществлять любые методики, если они дают возможность исцелиться. За исключением методик, которые искажают церковное учение или культивируют другие, замещающие страсти.

— Можно ли собороваться наркоману, если грехи были забыты в состоянии опьянения?
— Конечно можно, он же не помнит их. Грех, совершенный в состоянии опьянения, остается грехом даже вдвойне, во-первых, человек грешен тем, что пришел в это состояние опьянения, а во-вторых, тем, что он в этом состоянии сделал. Это не оправдание греха, что я был пьян и все забыл. Зачем ты стал пьян, зачем ты омрачил себя, зачем потерял чувство стыда, заглушил это естественное чувство, данное Богом человеку, зачем ты потерял ясность своего рассудка?!

— Как вести себя, когда наркоман или алкоголик тиранит детей и близких? Как жить с алкоголиком и наркоманом в семье?
— Нужно относиться к нему, как к больному человеку, молиться о нем, и нужно его все-таки жалеть и понимать. У нас в квартире жил алкоголик, дядя Володя. И он иногда вел себя крайне агрессивно. И моя жена однажды, когда он был в таком состоянии, подошла к нему и сказала: «Володенька, как тебе тяжело! Бедный…» И он сразу успокоился и заплакал: «Да, как мне тяжело».

И, таким образом, она его уложила отдыхать. Когда человек находится в состоянии аффекта, опьянения, бесполезно с ним о чем-либо говорить, взывать к его совести. Когда он протрезвеет, тогда с ним и нужно поговорить.

— Когда следует проявлять твердость с зависимым членом семьи? И что делать, чтобы его не провоцировать?
— Нужно проявлять твердость, когда он просит деньги на водку или на наркотики. Ни в коем случае не поощрять его страсть. А во всем остальном нужно быть с ним очень внимательным, вежливым, тактичным, потому что у него израненная душа. Как мы поступаем с больным членом нашего тела? Мы его оберегаем.

Стараемся не травмировать. Нельзя его подвергать большим переутомлениям, сильным переживаниям, которые могут привести к срывам, нужно поддерживать мирное состояние души, чтобы у него не было повода снять стресс с помощью водки или наркотиков.

— Допустим ли развод с алкоголиком или наркоманом, который на протяжении многих лет отказывается от лечения? Или нужно нести свой крест до конца?
— Конечно, очень тяжелое дело жить с таким человеком. Сами по себе алкоголизм и наркомания не являются поводом для развода. Но если в этом состоянии человек угрожает жизни и здоровью своих близких, или хочет покончить с собой, или совершает какие-то богохульные действия, и все это происходит не разово, не эпизодически, а постоянно, то тогда лучше развод.

Церковь вообще разводы не благословляет, она может констатировать разрушение брака. Если один из супругов так агрессивно себя ведет, значит, он брак уже разрушил, и, значит, человек, связанный с ним узами брака, свободен. Церковь может констатировать факт разрушения семьи, но не может дать благословление на развод.

— Как спасать утопающего?
— И алкоголизм и наркомания это тяжелые и страшные грехи. Нужно с сердечной молитвой обращаться к Богу и просить Бога о помощи. Не прерывать с этим человеком общение любви. Сопереживать ему, сострадать ему, сохранять с ним контакт. И тогда эта любовь даст силы переносить все и не отвернуться от него, и подскажет слова.

И нужно иметь терпение, потому что от этих недугов избавляются мучительно долго, но все-таки избавляются. Я знаю достаточно много случаев излечения, и все они связаны с тем, что этого человека кто-то любил, не оставлял.

— Можно ли вылечить алкоголика, тайно от него, добавляя в пищу лекарства, вызывающие отвращение к алкоголю?
— Если человек сам не хочет бросить пить, то никакие подмешивания не помогут. В этом процессе должна участвовать его добрая воля.

— Вызывать ли скорую помощь при передозировке или предоставить все воле Божьей?
— Если наркоман умрет от передозировки, он будет самоубийцей. Когда человек сует голову в петлю, или пытается броситься с балкона, а мы ничего не предпринимаем, это же грех, и соучастие в грехе. Конечно, следует вызвать скорую помощь и вернуть его к жизни.

— Следует ли причащаться завязавшему алкоголику, ведь в богослужении используется вино?
— Если алкоголик верит, что он причащается Кровью Христовой, то никак это на него не повлияет. Запивать он, может быть, вином не будет. Но причастие само по себе никак не может ему повредить, потому что это не вино, а Кровь Христова. А если он не верит, то ему и причащаться нельзя.

— Может быть, следует категорически воспретить православным употребление алкогольных напитков в любой форме?
— Это будет уже не православие. Больному человеку пить вино не следует, а человеку здоровому… Есть культура застолий, «вино веселит сердце человека». Умеренное употребление вина не только не вредит, но и улучшает здоровье. Иногда даже врачи прописывают ложку кагора в день, для укрепления организма. Нужно учить людей правильно относиться к алкоголю.

А не совсем его искоренять.

— Наша газета называется «Независимость личности». Что понимает под не
зависимостью личности Церковь?
— Свободу от греха, свободу от дьявола. Современные люди часто говорят о независимости от Бога, о независимости от морали, о независимости от установлений общества и исторических традиций. Но, осуществляя свою независимость, люди неминуемо попадают в лапы дьявола.

Нельзя быть независимым от ограды, которая ограждает пропасть, нельзя ее не замечать, и наша жизнь имеет некоторое ограждение — эти правила. Нельзя быть независимым от Бога, потому что нельзя быть независимым от источника жизни, можно жить независимо от света: спуститься в подвал, яму, ущелье, в пещеру и там жить, это будет независимость от света, но это глупая независимость.

Нельзя быть независимым от источника радости. Надо быть независимым от греха, от произвола. Человек должен иметь свободу, а не произвол. Свободу, а не рабство греху.

— Назовите три самые главные вещи, которые должны делать родители, чтобы уберечь детей от этой напасти?
— Молиться Богу. Любить своих детей и жить по-христиански.

— Разумен ли жесткий контроль со стороны родителей?
— Конечно. Но этот контроль не должен быть демонстративным. Как говорил один замечательный психиатр — железная рука в бархатной перчатке.

— Какие люди более подвержены соблазну?
— Я не могу выделить какую-то общую черту. Самые разные люди подвержены — и умные, и глупые, и образованные, и простые, злые и добрые.

— Что может и должен сделать каждый для своих страдающих братьев?
— Молиться о них, не подавать им соблазна и по мере сил помогать им.

— Чего нельзя делать ни в коем случае?
— Ни в коем случае нельзя осуждать.

Беседу записала Наталия ВОЛОХОВА

Источник: www.miloserdie.ru

Как избежать ошибок во время причащения Тела и Крови Христовых

Первая – отсутствие должного благоговения перед Святыми Дарами и какая-то «санитарная» брезгливость: «мол, все причащаются из одной лжицы и все из одной Чаши, тем более сейчас, во время пандемии». Эта ошибка характерна для новоначальных православных христиан в большинстве случаев.

Вторая ошибка – чрезмерный страх перед причастием. Не просто страх Божий, а надуманный еще страх, когда человек себя накручивает специально из романтических или экзальтированных соображений, стараясь довести себя до определенных экстатических состояний. Это уже ошибка в большинстве своем характерна для воцерковленных людей.

Но, как говорил преподобный Амвросий Оптинский: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено – там ни одного». Так и с Таинством Евхаристии. Здесь тоже всё просто. Твое дело – распахнуть себя настежь перед причастием и принять Тело и Кровь Христовы.

При этом соблюсти обряд определенный, который установлен в первую очередь для того, чтобы в суете, эмоциональности и спешке не выбить у священника Чашу или лжицу со Святыми Дарами или, не дай Бог, не выплюнуть их. Поэтому мы и скрещиваем руки диагонально на груди перед Чашей. Хочешь сделать земной поклон, сделай его на расстоянии, а перед самой Чашей не суетись, уже не надо поклонов.

Скрести диагонально руки на груди (левую на правое плечо, а правую поверх левой – на левое плечо) и иди с Богом ко Святому Потиру. Крестообразно скрещенные руки – это тот же крест Христов, который мы, как православные христиане, накладываем на тело. И в то же время этим жестом мы словно бы убираем руки, чтоб они не двигались, как лопасти мельницы, мешая причаститься или создавая для священнослужителя, стоящего на амвоне со Святыми Дарами, дополнительную опасность.

Потом подойди к Чаше, назови свое имя и открой рот. Больше от тебя ничего не требуется. Проглоти Тело и Кровь Христовы, подожди, когда диакон или пономарь оботрет тебе уста, поцелуй нижний край Чаши (не руку священника, не крест его, но только нижний край Чаши) и далее, ничего не целуя, иди возьми просфору, скушай, запей запивкой, хорошо прополощи рот и проглоти всё это. Потом уже можешь свободно целовать иконы, крест и т. д.

Не брезгуй Телом и Кровью Христовыми. Пусть тебя не смущает, что ВСЕ подходят к Чаше. Потому что Господь наш Иисус Христос – Один и Тело Его Одно. И все мы объединяемся вокруг Него в одно целое. В этом и есть одно из главных выражений Единства и Соборности Церкви. Все одно. Все вместе, всем миром вкушают Тело и Кровь Христовы и спасаются. И ни один человек от этого еще не заболел.

Это попросту невозможно. И ты прочь гони сомнения. И не дерзай сомневаться в спасительности и животворности Святых Даров. Вспомним Павловы слова: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11:29, 30).

И «достойно» здесь означает со страхом Божиим и верою приступать. Ничего в этом мире нет выше и святее Тела и Крови Христовых! Посредством Их Господь соединяет тебя с Собой. Так чего же ты боишься? Не бойся!

С другой стороны, у некоторых воцерковленных людей есть противоположная ошибка. Они накручивают себя. Перед Чашей надо обязательно физически затрепетать, нужно обязательно заплакать, почувствовать себя мерзким. Или я не буду причащаться, потому что недостоин или недостойна. Но, дорогой мой, это огромное заблуждение!

Никто недостоин! Нет ни одного человека в мире, достойного причастия. Оно – это милость Божия. Снисхождение в наше недостоинство. Смотри, не фарисействуй! Не актерствуй!

Вспомни, что случилось перед первой Литургией в мире – на Тайной вечере: «Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после. Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек.

Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною» (Ин. 13:5–8). И если бы Петр не согласился, чтобы Спаситель умыл ему ноги, то Петр бы не имел части с Богом и не спасся. Так и ты не отнимай себя от Бога. Спаситель пришел, чтобы умыть тебе ноги, чтобы посредством священнослужителей послужить тебе.

Не отнимай своих уст от Чаши, не размышляй чрезмерно: «Теперь ты не знаешь, а уразумеешь после». Твое дело подготовиться, почитать каноны, Последование ко Святому Причащению, утренние и вечерние молитвы, поисповедоваться, попоститься. А остальное всё не твое дело, а Господа Бога.

Теперь насчет слез, дрожания и трепета. Не вымучивай, не выкручивай из себя тех состояний, которые являются не твоей заслугой и не твоими качествами, но благодатными Дарами Святого Духа. Твое дело – сокрушиться, прийти в покаянное чувство, смирить себя и в мире, спокойствии, со вниманием, безэмоционально, насколько это возможно, подойти к Телу и Крови Христовым.

И пусть ваш страх Божий и вера будут примерно такими, как у священнослужителя. Т. е. предельная концентрация внимания не на своем состоянии, болезнях и прочем. Нет. Но только и исключительно на Святых Дарах: «Как бы не пролить, не выплюнуть, как лучше открыть рот, не капнуть, принять правильно Великую Святейшую Святыню». Вот о чем нужно думать, подходя к Чаше.

Смотрите на священника в этот момент, на диакона или пономаря, взаимодействуйте с ними, слушайте их, а не себя. В этом тоже состоит послушание Церкви.

И также хочется обратиться вообще ко всем верующим. Момент причастия священников в алтаре – это не антракт в театре. Не расслабляйтесь. И не расслабляйте причастников. Этот момент сродни моменту Великой Субботы.

Когда умолчит всякая плоть в преддверии Воскресения Христова. Когда отвалится камень от гроба, откроются Царские врата и вы узрите Воскресшего Христа Телом и Кровию Своими, Пребывающего с нами. Это очень великий момент!

Протоиерей Андрей Чиженко

Источник: pravlife.org

Обеты трезвости в вопросах и ответах

Слова «обет трезвости» сегодня на слуху. Обеты дают участники слетов трезвенников и одиночки, зависимые и созависимые, архиереи и малые дети. Что мы знаем об этом новом для современной России явлении?

Слова «обет трезвости» сегодня на слуху. Обеты дают участники слетов трезвенников и одиночки, зависимые и созависимые, архиереи и малые дети. Что мы знаем об этом новом для современной России явлении?

Давшие обет трезвости в храме Святителя Николая г.Тюмень

Можно ли сказать, что обеты трезвости становятся некоей православной модой?

Руководитель Координационного центра по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости Синодального отдела по благотворительности Валерий Доронкин:
– Нет. Для большинства священников, мирян и даже архиереев это – нечто неизвестное, непонятное, экзотическое. Но ничего нового или странного тут нет. Мы опираемся на традицию нашей Церкви. В конце ХIX-начале ХХ века обеты трезвости в России были необычайно популярны, их принимали сотни тысяч человек.

Просто, в силу известных исторических причин, традиция прервалась, была утрачена, забыта.

Есть ли цифры, сколько людей – священников и мирян – дает обеты трезвости или хотя бы думают о них?

Валерий Доронкин:
– На канонической территории Русской православной церкви действует примерно 150 приходских организаций, которые так или иначе помогают страдающим алкоголизмом. Их посещает около 2 тысяч человек. Вот они и задумываются. Цифра, конечно, очень приблизительная.

А зачем нужно давать обет трезвости?

Протоиерей Илия Шугаев, настоятель храма Архангела Михаила, г.Талдом Московской области, председатель приходского общества трезвости, автор книг о семье, воспитании и профилактике алкоголизма, кандидат богословия, член экспертного совета по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости:
– Обет дается для того, чтобы получить помощь Божию на пути трезвения. Ведь для Церкви важна не столько так называемая физиологическая трезвость, сколько трезвение – понятие внутренней духовной жизни, Ты чувствуешь, что тебе просто необходимо для этого быть постоянно подтянутым, духовно собранным.

Разве нельзя просто принять решение – и не пить?

Руководитель Координационного центра по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости Синодального отдела по благотворительности Валерий Доронкин:
– Можно. Я уверен, что в каждом православном приходе есть люди, которые перестали пить, просто воцерковившись. Они посещают храм, принимают участие в Таинствах, молятся, становятся членами церковной общины. Бывает и так.

Но как помогает обет?

Иерей Игорь Бачинин, председатель Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение», клирик Ново-Тихвинского женского монастыря, член Церковно-общественного совета по противодействию алкогольной угрозе при Священном Синоде, кандидат педагогических наук,:
– Приведу аналогию. Я не буду пить серную кислоту ни при каких условиях. Мое отношение к ней как к напитку четкое, ясное, единственно возможное. Такое же оно – и к алкоголю у человека, давшего обет.
И не дав обета, человек понимает: пить нехорошо. Так что пока не буду этого делать, а дальше будет видно. Но его начинают одолевать помыслы, идет постоянная внутренняя борьба.
А в состоянии обета человек не собеседует с помыслами, да их и не так много становится.

В чем секрет этого?

Иерей Игорь Бачинин:
– Никакого секрета. Помогает не обет, а благодать Божия. Неправильно относиться к обету как к некоему чудодейственному средству, которое раз и навсегда решит все ваши проблемы, связанные с алкоголизмом. Призывая человека давать обет, я всегда предупреждаю: данное Богу слово, вы сами, без Его помощи выполнить не сможете. У вас нет на это сил.

Значит, нельзя давать обет трезвости дома, перед иконами? Совершенно необходимо делать это в церкви?

Протоиерей Илия Шугаев:
– Обет, данный наедине — это хорошо. Тут присутствует совершенно обычное желание человека сделать что-то доброе. Случается, конечно, что это делается на эмоциях, так что после это желание должно быть подтверждено в церкви, на особом чинопоследовании. Но ведь и исповедуемся мы Богу — через священника. А когда ты произносишь слова обетной молитвы еще и перед свидетелями – собравшимися в храме людьми, это и психологически важно, это держит.

Какая разница между обетом и клятвой?

Иерей Игорь Бачинин:
– И тут и там – обещание. Разница в содержании. Когда человек клянется, он старается доказать свою правоту – и призывает Бога в свидетели. А давая обет, человек признает свою немощь и просит у Бога помощи.

На какой срок можно давать обет?

Игумен Серафим (Николин):
Минимальный срок — Великий Пост. Распространена практика — давать обет на год и после продлевать его. Многие дают обет трезвости сразу на всю жизнь.

Обязательно ли становиться членом общества трезвости для того чтобы дать обет?

Протоиерей Илия Шугаев:
– Лучше, конечно, давать обет в общине, чтобы человек общался с людьми, которые уже прошли его путь, живут трезво, чтобы заражался их образом жизни, образом мыслей. Они вместе молятся, друг другу помогают – и Господь им помогает. А если человек даст обет, а потом опять погрузится в свою старую среду, он снова останется один на один со своими проблемами.

Какие опасности подстерегают человека, давшего обет?

Протоиерей Илия Шугаев:
– Опасности появятся, если ничего не менять в своей жизни, не делать ничего. Оставить прежний круг общения, не усилить молитвы, не посещать храм. Тогда, скорее всего, ничего не произойдет, и помощи Божией не будет

– Бывает, что человек, принеся на исповеди покаяние в грехе пьянства, больше никогда не пьет?

Игумен Серафим (Николин), настоятель Казанского храма дер. Гридино (Московская область) руководитель православного общества трезвости г. Егорьевска:
– Конечно. Среди моих духовных чад были такие случаи. Ведь каждый раз, целуя Крест и Евангелие, мы даем обещание не повторять грехов.

То есть, по сути, каждая исповедь — это обет. Зачем же тогда нужно особое чинопоследование?

Игумен Серафим (Николин):
– Чинопоследование дает человеку возможность более серьезно подойти к своему решению. Человек просит молитвы о себе, чтобы укрепиться, чтобы Господь дал ему волю, дал силы выполнить обещание. Не нужно превращать обет в таинство, но и отвергать чинопоследование тоже не стоит. Это – церковная молитва о человеке, дающем обет трезвости, совершаемая по особому чину.

Может ли человек неверующий, невоцерковленный дать обет трезвости?

Иерей Игорь Бачинин:
Я таким людям говорю: ты сначала дай обещание не питьсамому себе, а потом уже – Богу. Хочешь начать жить трезво – живи. Можешь мне дать обещание на какой-то срок. Для того чтобы исполнить его, необходимо начать жить церковной жизнью: посещать службы, молиться, иметь духовное руководство. А потом уже будем думать об обете.

Какой смысл давать обет человеку, не имеющему зависимости?

Протоиерей Илия Шугаев:
– Один из вдохновителей трезвенного движения конца XIХ века С.А.Рачинский считал, что обет, данный человеком непьющим, имеет огромную нравственную силу. Пьяница дает его вынужденно. А вот тот, кто зависимости не имеет, дает обет по любви к тем самым немощным. Его пример гораздо более заразителен, ибо он решил не пить, не имея в этом жизненной необходимости.

Жены или матери дают обет трезвости ради своих близких, надеясь, что им это поможет. Это действительно так?

Игумен Серафим (Николин):
– Семья – это единое тело, и действие одного духовно влияет на другого. Ты можешь не говорить, а делать что-то – и это будет молчаливой проповедью. Пусть она будет неправильно проанализирована, не сразу даст результаты, но семя уже брошено в землю. Когда оно взойдет, зависит от Господа и от того, как мы молимся. Обет, данный ради мужа, сына, брата, не может не иметь положительного воздействя на его душу.

Часто ли люди дают обет из идейных соображений?

Валерий Доронкин:
– От хорошей жизни, как правило, обет трезвости не дают. На это толкает личное переживание. Человек сталкивается со страданием, болью, смертью… Он видит, что для тех, кого он любит, алкоголь стал страшным злом – и пытается что-то сделать.

Священник, возглавляющий общество трезвости, обязательно должен полностью воздерживаться от алкоголя?

Протоиерей Илия Шугаев:
– А как иначе? Как же он будет окормлять трезвенников духовно, сам не будучи трезвым? Очень страшно, если мы (я не только священников имею в виду) говорим человеку: у тебя проблемы, ты больной, вот тебе и нельзя. А я здоровый – мне можно! Это – издевательство над пьющими.

Чтобы помочь другому, нужно как раз сказать: я здоровый, поэтому я не пью. Мое здоровье как раз в этом и заключается!

Тогда, по идее, все священники должны давать обеты трезвости.

Протоиерей Илия Шугаев:
– Наверное, да. Но они должны это сделать исходя из своего личного выбора. Такой обязанности, такого закона — нет. Это — закон внутренний.

Как вы относитесь к массовой даче обета трезвости? Когда десятки, сотни людей дают обеты на форумах, слетах трезвенников?

Протоиерей Илия Шугаев:
– Хорошо отношусь — если они понимают, что делают, если подготовились к даче обета. Хочется, чтобы все спаслись, конечно. Духовную жизнь вести на нетрезвую голову –невозможно. Крещения тоже бывают массовыми — тут дело не в количество, а в сознательности.

Что значит «подготовиться к обету»?

Иерей Игорь Бачинин:
– В разных обществах и братствах трезвости подготовка разная. У нас, например, обет дают люди, которые прошли двухнедельный цикл занятий. Непосредственно накануне обета проходит беседа – даже для тех, кто уже давал обет на год и хочет продлить.

Можно ли в принципе принимать обет у человека неподготовленного?

Протоиерей Илия Шугаев:
– Есть разные мнения. Кто-то говорит, что нужно давать обет сразу же, на небольшой срок — чтобы отрезвиться, чтобы момента не упустить. А потом, пожив немного трезво, ты уже примешь следующее решение, обдуманное. Другие считают, что к обету необходимо долго готовиться, но все равно решение начать трезвую жизнь человек должен принять прямо сейчас — с обетом или без него.

Священник должен сказать ему: будем решать твою проблему, но на трезвую голову и трезветь начнем прямо сейчас, не откладывая. Трудно все свести к одной какой-то формуле. Такого формализма не должно быть, судьбы у всех разные, и пастыри разные,

Бывает, что человек дает обет во хмелю?

Валерий Доронкин:
– Бывает. Знаю случай, когда на коленках один страдалец приполз к священнику. Батюшка помолился, подумал – и принял у него обет. До сих пор не пьет!

Монашествующие часто к обетам трезвости относятся скептически, считая, что давать какие бы то ни было обеты не дело мирян.

Игумен Серафим (Николин):
– Почему? Это библейская традиция – давать обеты пред Господом. Ничего страшного в этом нет. Скажем, обеты назорейства давали не только люди из колена Ааронова, которые становились священниками, а все, кто был готов, кто духовно для этого созрел. Дело не в социальном состоянии, не в положении в какой-то иерархии, а в подготовленности и решимости.

Что держит человека, давшего обет? Страх нарушить?

Игумен Серафим (Николин):
– Только помощь Божия. Страшно становится, когда человек не молится, не доверяет Богу, не любит Его. Тогда для него Господь не любящий Отец, а Карающий Судья. Страшно и когда человек полагается только на свои силы, считает, что это он сам не пьет, сам не нарушает обета.

Но ведь случается, что из-за этого страха наказания люди не дают обета трезвости…

Иерей Игорь Бачинин:
– Это все отговорки. Не дают, оттого, что решимости нет. Впрочем, если человек испытывает смущение и боится последствий, лучше не давать обета. Или дать сначала совсем на небольшой срок, чтобы обрести опыт и уверенность, что Господь тебе помогает. А после продлить.

И так все время?

Иерей Игорь Бачинин:
– В какой-то момент человек понимает, что может жить трезво и без обета. А потом нередко… снова приходит: «Батюшка, хочу дать обет». Он понимает, что по обету жить гораздо легче!

Случаются ли нарушения обета?

Иерей Игорь Бачинин:
– К сожалению, да. Как правило, это связано с нарушением внутренней религиозной жизни. Если человек это осознает, он исповедуется, на него накладывают епитимию – и он продолжает дальше жить трезво. Ничего экстраординарного тут нет – все так же, как и в других ситуациях, когда совершен грех.

Так может, лучше не давать обет, чтобы не совершать лишнего греха?

Игумен Серафим (Николин):
– Люди венчаются, а через полгода разводятся. Значит ли это, что не надо венчаться?

Можно сравнить обет трезвости с монашескими обетами?

Игумен Серафим (Николин):
– Монашеские обеты — более высокие, нет, тут не может быть аналогии. Обет трезвости можно сравнить с неким аскетическим упражнением. Это своего рода Пост. Его духовный смысл заключается в том, чтобы через очищение телесное очистить дух, душу от скверны и пристрастий.

У некоторых священников бывает резко отрицательное отношение к обету трезвости. Как вы это объясняете?

Валерий Доронкин:
– Незнанием истории, специфики работы, утратой исторической традиции. Возможно, такой священник просто не желает воспринимать новую для себя информацию или не до конца разобрался. У Церкви против обета трезвости в соборном разуме нет возражений, для этого нет богословских обоснований. А люди по каким-то вопросам могут заблуждаться. Разногласие – это нормально.

Надо дискутировать, чтобы выявились искусные.

Я слышала мнение, что люди, давшие обет, склонны к гордости, к превозношению перед другими.

Валерий Доронкин:
– Гордостью поврежден каждый человек. Говорить, что давшие обет впадают в какую-то особенную, специфическую гордость… Не знаю, не замечал.

Хорошо ли говорить о том, что ты дал обет, или лучше об этом помалкивать?

Валерий Доронкин:
– Часть моей работы – популяризация этой идеи, поэтому я просто обязан об этом рассказывать, и как можно чаще. Но вообще, наверное, лучше не кричать об это на всех перекрестках, говорить к месту, понимая, зачем и для чего ты это делаешь. Иначе это может вызвать и непонимание, и даже смех. Скрывать, впрочем, тоже неправильно – если тебя об этом спрашивают. Но это – дело личного выбора, внутренней свободы.

Что делать человеку, давшему обет трезвости, на праздничной трапезе?

Валерий Доронкин:
– Духовно здоровый трезвящийся человек не должен чураться праздников и дружеского общения, в том числе и за столом. Если это, конечно, приличная компания. Необходимо всем и уж трезвенникам в первую очередь учится жить и радоваться с близкими, не используя для этого химическую субстанцию (психоактивное вещество). Именно неумение жить и радоваться жизни без алкоголя отличает алкоголика от здорового человека.

Бывает ли, что к люди, давшие обет, вызывают в пьющей компании агрессию?

Валерий Доронкин:
– Агрессивнее всего ведут себя те, кто оправдывает свою страсть. Но когда люди осознают собственный алкоголизм как проблему, то относятся с уважением.

Человек, давший обет трезвости, может держать дома спиртное и угощать других?

Игумен Серафим (Николин):
– Нет. Если приход занимается помощью страждущим, то, как правило, по благословению архиерея на праздничных трапезах не ставится алкоголь. Этот приход – область трезвости. То же самое касается и дома, в котором люди приняли обет. Разве что особого благословения не нужно.

Можно ли человеку, давшему обет, пить лекарства на основе спирта, квас, безалкогольное пиво?

Протоиерей Илия Шугаев:
– Все индивидуально. Если навевает какие-то ассоциации или дает легкий «кайф», не стоит, конечно. Почти всегда можно найти бесспиртовые аналоги лекарственных препаратов. А безалкогольное пиво, самый его вкус – прямой провокатор: человек подсознательно ждет, когда захмелеет…

Куда обращаться человеку, который хочет дать обет трезвости?

Валерий Доронкин:
– В любое из обществ трезвости, где практикуется дача обетов трезвости. Узнать, где находится ближайшее к вам, можно по телефону справочной службы «Миосердие» +7 (495) 542-00-00 или в Базе данных по социальному служению Церкви

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Источник: www.miloserdie.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Funkyshot.ru