Можно ли пить алкоголь перед причащением

Евхаристия, согласно евангельскому повествованию, была установлена Самим Христом. Она является главным таинством для всякого христианина, так как именно в ней человек соединяется с Богом зримым для нас образом. Однако со временем, в процессе формирования Церкви как института, совершение Евхаристии и участие в этом Таинстве стали регламентироваться различными правилами.

Древние канонические правила

Древние определения относительно участия христиан в Евхаристии были весьма строги, во многом – в силу малочисленности общин. Согласно 9-му Апостольскому правилу, всех, кто пребывает в Церкви и именует себя христианином, но при этом не причащается «подобает отлучать от общения церковного». Подобные меры предлагаются и в правилах VI Вселенского и Сардикийского Соборов, призывающих отлучать от Церкви тех, кто не причащался более трёх воскресений подряд.

Согласно древним соборным постановлениям, существует ряд ограничений для желающих приступить к причастию. Так, например, нельзя допускать к причастию того, кто имеет тяжкий нераскаянный грех или раскаивается в нём недостаточно, живущих в незаконном браке, некрещеных (95-е правило Трулльского и 7-е правило Лаодикийского Соборов).

Причастие и алкоголь

Также запрет на причащение прописан для несущих епитимию – то есть, наказание за грех для исправления, но если человек этот находится в смертельной опасности – Причастие дозволяется. С течением времени, примерно к IV веку, укрепилась традиция обязательного евхаристического поста, то есть полного воздержание от пищи и питья в день Причастия до момента принятия Таин.

А позже, к XI–XII веку, в среде византийского монашества утвердился обычай особой многодневной подготовки к Евхаристии, которая включала в себя пост, молитвенное правило и откровенную исповедь перед духовником. Традиция эта стала распространяться вскоре и на мирян, и перешла затем в другие поместные Церкви. Так, например, она попала в указания русского Типикона, где семидневный пост перед причастием указывался как обязательный. Впрочем, это часто вело к тому, что многие христиане, вследствие «неподобающей» подготовки не могли причаститься довольно долгое время.

Современная практика РПЦ

Согласно церковным предписаниям, единственным на данный момент каноническим правилом подготовки к Таинству является требование принимать Причастие натощак (при этом речь не идёт о лекарствах, например). В канонических правилах Православной Церкви ничего нет об обязательном трёхдневном посте или определённом молитвенном правиле, как способу приготовления к Таинству – это традиция считается довольно поздней.

На сегодняшний день единственным реальным препятствием для причащения является состояние вражды с кем-либо, наличие нераскаянных и неисповеданных смертных грехов, за которые, согласно канонам, полагается определённая епитимия. Однако, бывает так, что при отсутствии канонических причин к запрету, священник может не допустить до Причастия человека по своему усмотрению, исходя из традиций, принятых в конкретном приходе.

Бытует мнение, будто бы к Причастию нельзя подходить, не исповедавшись, однако это не так. Исповедь и Причастие – это отдельные таинства, исторически и канонически не связанные друг с другом напрямую.

Практика исповедаться перед каждым причащением (что воспринимается многими как «пропуск» к Чаше) сложилась поздно и исключительно в российском православии, нигде в церковных постановлениях требование это не закреплено. Также есть убеждение, что нельзя причащаться женщинам в период менструации, или так называемой «нечистоты».

Существуют древние правила, подтверждающие этот запрет ( правила Тимофея и Дионисия Александрийских), которые имели под собой определённые исторические и культурные основания. Однако, на сегодняшний день многими священнослужителями признаётся тот факт, что запрет на причащение в период менструации — это, скорее, наследие древнего иудейского представления о «ритуальной нечистоте» женщины и не более, чем устоявшаяся и глубоко укоренившаяся в культуре традиция, догматически не связанная с христианским учением. Многие ссылаются на то, что пролитие крови в христианском храме недопустимо, однако современные средства гигиены позволяют избежать этого. Кроме того, менструация не зависит от воли женщины, происходит не по её вине, и потому не делает ее «греховной» или «нравственно нечистой» — это явление чисто физиологическое. Единственным же серьёзным препятствием к Причастию (помимо чисто технической невозможности его принять) является не какая –либо физическая, а сознательная нравственная нечистота.

Святитель Феофан Затворник.
Мысли на каждый день года.

(Рим. 12, 1-3; Мф. 10, 37-11, 1). «Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника». Этим решаются все недоразумения при подаянии милостыни. Доброхотство в отношении к бедным, почти всегда если не пресекается, то значительно сокращается вопросами: кто просит и куда пойдет поданное?

Господь говорит таковым: в каком смысле примешь ты просящего и поможешь ему, в том и награда тебе будет. Не на просящего смотри, а на свои при том помышления. Каковы будут эти последние, такова будет и цена дела твоего. Какие же мысли иметь о бедном, это определяется другим словом: милующий нищего взаймы дает Богу; или «если сотворили вы одному из них, то Мне сотворили». Итак, принимай всякого нуждающегося как Господа, и делай для Него, что можешь сделать с тою мыслью, что делаешь для Бога, и получишь мзду не пророка только и праведника, но Господню.

(Рим. 15, 1-7; Мф. 9, 27-35). «По вере вашей да будет вам», сказал Господь двум слепцам, и тотчас отверзлись очи их. Насколько веры, настолько привтечения Божеской силы. Вера приемник, уста и вместилище благодати.

Как легкие у одного бывают большие, а у другого маленькие, и те больше принимают воздуха, а эти меньше, — так и вера у иного большая, у другого маленькая, и та больше принимает даров от Господа, а эта меньше. Бог всюду есть, все объемлет и содержит, и любит обитать в душах человеческих; но входит в них не насильно, хоть всемогущ, а как бы по приглашению, ибо не хочет нарушать дарованной Им человеку власти над собою или права хозяйства в себе.

Кто отворяет себя верою, того преисполняет Бог, а кто затворился неверием, в того не входит хоть и близ есть. Господи! приложи же нам веру, ибо и вера Твой же дар. Из нас же всякий должен исповедать: «я же беден и нищ» (Пс. 69, 6).

Источник: i-hram.ru

Как подготовиться к Причастию

Как подготовиться к Причастию

Пост перед Причастием — важный элемент подготовки для тех, кто причащается редко.

  • Если вы причащаетесь редко (реже раза в месяц), лучше будет соблюсти пост в течение 3 дней перед Причастием
  • Если вы причащаетесь раз в месяц и чаще и соблюдаете другие посты, пост для вас необязателен

Как подготовиться к Причастию

Какое правило читать перед Причастием?

Поскольку Причастие — встреча с Самим Богом, перед участием в Таинстве необходимо помолиться Богу. Это можно сделать разными способами:

Как подготовиться к Причастию

  • помолиться по последованию ко Причастию
  • помолиться своими словами
  • помолиться, читая евангельские отрывки о Евхаристии (Ин. 6, Мф. 26:17-30, Мк. 14:12-26, Лк. 22:7-39).

Нужна ли исповедь перед Причастием?

Исповедь — это отдельное Таинство Церкви. Оно не связано с Причастием, однако в Русской Православной Церкви часто стоит рядом с Ним.

  • Исповедь перед Причастием нужна в том случае, если вы причащаетесь реже раза в месяц.
  • Исповедь не обязательна, если вы причащаетесь раз в месяц и чаще.

Post Scriptum

Важно понимать, что по вопросам подготовки ко Причастию внутри Церкви довольно много споров и разногласий. В разных храмах от разных священников вы услышите самые разные мнения, поэтому всегда лучше уточнить, как относится к подготовке священник, который будет вас причащать. Если же вы хотите научиться сами разбираться в тонкостях и нюансах христианского вероучения и уметь аргументированно отстаивать свою позицию, мы приглашаем вас в наше сообщество «Община online».

Источник: so-smislom.ru

Можно ли чистить зубы перед исповедью и причастием или после этих таинств?

Причастие – одно из таинств Православной Церкви. Во всех храмах его совершают по воскресеньям и церковным праздникам. Там, где служит более одного священника, Причастие проходит ежедневно, за исключением дней, указанных в Церковном Уставе. Новоначальные христиане не всегда знают о правильной подготовке к таинству. В чем она заключается?

  • 1. О таинствах Исповеди и Причастия
  • 2. Вечер накануне дня причащения: как подготовиться к таинству?
  • 3. Утро перед Причастием
  • 3.1. Пища и питье
  • 3.2. Гигиенические процедуры

О таинствах Исповеди и Причастия

Таинство Исповеди заключается в искреннем раскаянии человека в совершенных им грехах и последующем их отпущении Самим Богом через принимающего покаяние священника. Это возможность искренне попросить прощения за грехи, очиститься и получить силы для противостояния злу. Церковь считает грехами расхождения в словах, помыслах, деяниях с Божьим соизволением. Исповедь помогает прихожанам осознать свои нечестивые поступки.

Евхаристия (таинство Причастия) позволяет прихожанам соединиться со Христом. К нему допускаются крещеные христиане, которые накануне подготовились, исповедовались и были допущены священником к таинству. Подходя к Чаше, они вкушают не хлеб и вино, а кровь и тело Спасителя, принимают его в свое сердце. Без регулярного причащения люди теряют связь с Богом, пополняют ряды грешников.

Вечер накануне дня причащения: как подготовиться к таинству?

Подготовка включает пост, покаяние, чтение молитв. Говение начинается за 2–3 дня до таинства:

  • следует поститься, соблюдать умеренность в пище (исключение делается для больных и беременных);
  • читать молитвенное правило, духовную литературу;
  • отказаться от развлечений, провести вечер накануне таинства в тишине;
  • примириться с близкими людьми в случае ссоры;
  • прочитать каноны Богородице, Ангелу-Хранителю, покаянный к Иисусу Христу, Правило к причащению;
  • посетить всенощное бдение накануне, исповедаться.

Утро перед Причастием

Утром перед причащением важно морально настроиться, прочитать утреннее молитвенное правило. Важно отречься от негативных помыслов, не злословить и не ввязываться в конфликты. Свободные до таинства часы лучше провести в тишине за молитвами и чтением духовной литературы.

Следует одеться скромно и отправиться в храм. Лучше быть там за 30 минут до Литургии. Это позволит подать записки, поставить свечи, помолиться святым. Во время службы следует слушать тексты молитв, готовиться принять Дар – вино и хлеб. Важно молиться о заступничестве за грешников Божьей Матери, мысленно каяться в грехах.

Пища и питье

На вопрос «можно ли есть или пить накануне таинства» церковь дает отрицательный ответ. Исключение делают ослабленным, больным людям. Для остальных пост, который соблюдают накануне таинства, в день причащения особенно строг. Первым в тело христианина должен войти Господь (хлеб и вино), что важнее пищи.

До принятия Даров Христовых важно воздержаться от курения, питья утреннего кофе или чая. Запрещена даже обычная вода. Если человек принимает таблетки по часам, не стоит прерывать курс лечения. Витамины или пищевые добавки следует употребить после посещении церкви.

Гигиенические процедуры

Прихожанин должен осознавать, что приход в храм на исповедь и причащение – праздник. Мыться, умываться, чистить зубы перед этим обязательно. Если во время гигиенических процедур будет проглочено немного воды, это не считается за питье.

Есть люди, которые считают препятствием к таинству воду, проглоченную во время чистки зубов. Они могут хорошо почистить их вечером, однако это не всегда исключает запах изо рта поутру и дискомфорт по этой причине. Если аккуратно почистить зубы утром, никаких правил нарушено не будет.

Что можно и чего нельзя делать после Причастия?

В момент выхода священника с Чашей следует поклониться. Затем встать в очередь к Чаше. По благочестивой традиции принято пропускать вперед маленьких детей, затем подходят мужчины и только потом женщины. Принимать Святые Дары следует, скрестив руки на груди (правую положив сверху). Нужно произнести свое христианское имя, принять частичку, поцеловать край Чаши (он символизирует ребро Распятого Христа) и отойти, дав место следующему причастнику.

После принятия Даров следует спокойно, молча подойти к столику с просфорами и теплотой (так называют подаваемый тут же напиток), съесть свой кусочек и запить. Нельзя уходить из храма, не поцеловав напрестольный крест в руках священника. Перед выходом их церкви следует прочитать (или прослушать) молитвы по святом причащении и настроиться на хорошее. Важно сохранять чистоту души, обретенную во время таинства. С каждым разом это будет даваться легче.

Источник: mikdent.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Funkyshot.ru