Коктейль мягкий или твердый согласный перед е

1. Важную роль для культуры устной речи играет произнесение твердого или мягкого согласного перед е. Один из признаков фонетического освоения заимствованных слов — произношение мягкого согласного перед е, в полном соответствии со слабой по твердости-мягкости позицией в русском языке.

В подавляющем большинстве слов иноязычного происхождения, прочно вошедших в общенародный язык, перед гласным на месте е произносятся мягкие согласные. Примеры: академия, беж, брюнет, дебют, девиз, дезинфекция, декламация, декларация, демон, депеша, инцидент, корректный, крен, креп, музей и многие другие (но не [фЛн’ет’икъ, кЛм’п^’ут’ьр]).

Вместе с тем отсутствие фонологического различения твердости и мягкости согласных в языках, откуда заимствованы слова, создали в русском языке немалое количество исключений из некогда непреложного правила о мягкости парных согласных перед . С появлением в русском языке твердого произношения согласных перед е образовались пары слов (один из членов которых — иноязычное по происхождению слово), различающихся в произношении твердостью и мягкостью согласных перед : [м’эр — мэр, м’этр — мэтр, с’эр — сэр, т’эстъ — тэстъ, п’эр — пэр] и т.д. Так в русском языке под воздействием заимствований была поколеблена слабая по твердости-мягкости позиция согласных перед .

Твердые и мягкие согласные. Как различать твердые и мягкие согласные звуки?

Перед е произносится твердый согласный в словах: бизнес, вундеркинд, галифе, гантель, гротеск, декольте, дельта, денди, де-факто, де-юре, диспансер, идентичный, интернат, интернационал, Интернет, интернировать, каре, кафе, кашне, кодеин, кодекс, компьютер, кортеж, коттедж, кронштейн, мартен, миллиардер, модель, модерн, отель, партер, патетика, полонез, портмоне, поэтесса, фонетика и др. Таких слов с твердой согласной перед е в общенародном употреблении, учитывая американизмы последних десятилетий, несколько сотен. Некоторые из западных заимствований известны у нас не менее полутораста лет, однако тенденции к смягчению согласного не обнаруживают.

Интересно, что в заимствованных словах с двумя (и более) е нередко один из согласных произносится мягко, а другой сохраняет твердость согласного перед е: бретелька [р’, т], генезис [г’, н]; реле [р, л’], генетика [г’, н], геодезия [г’, д], кафетерий [ф’, т], контейнер [т, н’], кордебалет [д, л’], метрополитен [м’, т], пенсне [п’, н], реноме [р’, м], секретер [с’, р’, т] и др.

Примеры твердого произнесения согласных перед е в иноязычных собственных именах: Белла, Бизе, Вольтер, Декарт, Доде, Жорес, Кармен, Мэри, Пастер, Роден, Торез, Флобер, Шопен и др.

В сравнительно немногих иноязычных по происхождению словах наблюдается вариативность в твердом-мягком произнесении согласных: в профессиональном произношении согласные перед е не смягчаются, а в общепринятом разговорном стиле произношения в этих случаях согласный может звучать мягко (бизнесмен, теннис, тент, декан, деканат, интенсивный, лазерный, темпы, претензия, дисплей, энергия, тире, бутерброд и др.). Стилистические колебания в произношении твердо- го-мягкого согласного перед е могут наблюдаться в некоторых именах и названиях (Альберт, Берта, «Декамерон», Рейган и др.). Дополнительные материалы по теме см.: [Культура русской звучащей речи, 2004, 49, 67, 83, 119].

Согласные звуки. Твердые и мягкие. Русский язык 2 класс.

2. В немногих словах иноязычного происхождения на месте безударного о произносится звук [о]: адажио, боа, бомонд, бонтон, какао, колет, радио, трио, коллапс, комильфо и некоторые другие. Есть случаи стилистического колебания: в тексте высокого стиля, где немало значительных, интонационно подчеркнутых словоформ, оканье в иноязычных по происхождению словах — одно из средств привлечения к ним внимания, стилистических средств их выделения. Так, в соответствующих условиях слова ноктюрн, корнет, коалиционный, козетка, койне, койот, коктейль, колибри, сонет, поэтический, поэт, поэзия, досье, отель, модернизм, вето, кредо, новелла, фойе, бокал, коллаж, коллеж и др. произносятся с безударным [о], в отличие от неспециальной речи, где на его месте слышны звуки [Л ,ъ] (п[Л]эт, м[ъ]дернизм и т.д.).

См. также: [Соврем. русский язык: Социальная и функциональная дифференциация, 2003, 487- 488]. Иноязычные имена Шопен, Тольятти, Вольтер, Роден, Доде, Бодлер, Флобер, Золя, Оноре (де Бальзак), Сакраменто и др. также сохраняют безударное [о]. Аканье в иноязычных словах (вроде Динам[а], сальт[а]) носит просторечный характер.

Встречаются также случаи просторечной делабиализации безударного [у] — [вн’и]»6рк’ь], например.

Жалюзи произносится со звуком [ъ] или [Л] в начальном слоге.

3. В отдельных словах этой же группы в специальном произношении звучит без качественной редукции безударное [э]: поэтический, ревю, дедукция, депрессия, экономика, экран, эпоха, экипаж, эквивалент, геноцид и др. Сюда же относятся иноязычные собственные имена с безударным е (например, Неруда, Фредерик, Аден, Насер, Альварес и др.). Здесь эканье играет такую же стилистическую роль, что и оканье в словах иноязычного происхождения. Подробную информацию о том, как следует в нормированной русской речи произносить имена собственные нерусского происхождения, можно найти в специальном словаре «Имена собственные» Ф.Л. Агеенко.

4. В некоторых общеупотребительных словах иноязычного происхождения слышен долгий согласный (в аллегровой речи в некоторых словах звучит согласный нормальной краткости): автоколонна, классовый, трасса, аннотация, аллитерация, миссия, группа, депрессия, массив, телеграмма и др. В словах асимметрия, пассажир, баррикада, комиссионный и других на месте удвоенной согласной на письме слышен в устной речи нормально краткий (согласный звук нормальной длительности).

На долготу/краткость произнесения согласных влияет ощущение морфемной границы: если нет осознания ее в слове, произносится согласный нормальной длительности (апелляция, баллон, ассигнация, ассортимент, коррупция), при ощущении морфемного стыка мы слышим долгий звук (иммигрант, иммортель, индусский, андалузский). Явная ошибка ощущается, когда мы слышим слово пассажир с долгим [с:] — это много лет встречается в объявлениях на московском городском транспорте, озвученных мужчинами-дикторами прекрасной старой школы, которые уволились из электронных СМИ в конце лета 1991 г.

5. Твердый [ш] произносится в словах парашют, брошюра. Однако в слове пшют слышится мягкий [ш’]. В слове жюри мягкий шипящий [ж’]. Так же произносятся имена Жюльен, Жюль.

6. В сочетаниях ндш, льдш, нтг взрывной зубной обычно не произносится — фе[л’ш]ер(~[чш]), ла[нш]афт(~[чш]),му- [нш]тук(~[чш]) , ре [нг’]ен.

Упражнение 35. Как рекомендуется произносить следующие заимствованные слова? (Для справок пользуйтесь орфоэпическими словарями или словарями трудностей русского произношения.)

Кредо, террор, конгресс, лазер, тембр, деноминация, термин, инертный, фреска, интенсивный, пресса, энергия, сессия, тенденция, стенд, реквием, прогресс, рейд, компьютер, дисплей, терминология, шинель, реквизиты, генетика, патент, брюнет, берет, темп, стресс, боа, кофе, термос, сенсация, беж, радио, сонет, модерн, сольфеджио, коммюнике, неофашизм, фойе, прожект, адажио, новелла, досье, гротеск, компресс, компетентный, коттедж, лексема, патетика, паштет, протез, тезис, тест, тире.

Источник: scicenter.online

Фонетический разбор слова — «Коктейль» (звуки и буквы)

Литерагуру

коктейль — слово из 2 слогов: ко-ктейль. Ударение падает на 1-й слог.

Транскрипция слова: [кокт’ий’л’]

к — [ к ] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
о — [ о ] — гласный , ударный
к — [ к ] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
т — [ т’ ] — согласный, глухой парный, мягкий (парный)
е — [ и ] — гласный , безударный
й — [ й’ ] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий) , мягкий (непарный, всегда произносится мягко)
л — [ л’ ] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий) , мягкий (парный)
ь — не обозначает звука

В слове 8 букв и 7 звуков.

Цветовая схема: к о к т е й л ь

кокте́йль
коктейль — слово из 2 слогов: ко-ктейль. Ударение падает на 2-й слог.
Транскрипция слова: [какт’эй’л’]

к — [ к ] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
о — [ а ] — гласный , безударный
к — [ к ] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
т — [ т’ ] — согласный, глухой парный, мягкий (парный)
е — [ э ] — гласный , ударный
й — [ й’ ] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий) , мягкий (непарный, всегда произносится мягко)
л — [ л’ ] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий) , мягкий (парный)
ь — не обозначает звука

В слове 8 букв и 7 звуков.

Цветовая схема: к о к т е й л ь

1402 / Слово разобрано с помощью программы. Результат разбора используется вами на свой страх и риск.

Морфологический разбор слова «коктейль»

Часть речи: Имя существительное

Грамматика: часть речи: имя существительное, одушевлённость: неодушевлённое, род: мужской, число: единственное, падеж: именительный, винительный, отвечает на вопрос: (есть) Что?, (вижу/виню) Что?,

Начальная форма: коктейль

Звуко-буквенный разбор слова «коктейль»

Транскрипция: [какт’э́й’л’]

Количество слогов (2): ко — ктейль

Переносы: ко — ктейль

Значение слова «коктейль»

Коктейль

кокт е йль [тэ], коктейля, муж. (англ. coctail). Сладкий спиртной напиток с пряностями.

Источник: literaguru.ru

Основные нормы произношения согласных

1. Произношение согласных /д/, /т/, /з/, /с/ и /р/ перед /е/ в иноязычных словах представляет трудность, так как в одних случаях эти согласные произносятся только твердо, а в других – только мягко (см. ниже), в некоторых словах возможно вариантное произношение, например: бассейн, декан, кредо, лазер, рейтинг, реквием, сессия и др.

Твердый согласный Мягкий согласный

бартер продюсер академия Одесса

Гротеск свитер берет патент

детектив синтетика декада регент

Диспансер сленг кларнет сканер

Зеро стресс кофе тенор

индексация тенденция крем термин

компьютер термос миксер фанера

нонсенс тест (тестировать) музей шинель

Обычно твердый согласный перед /е/ произносится в недостаточно освоенных русским языком словах и выражениях (в соответствии с произношением в западноевропейских языках), в то время как в исконно русских словах согласные перед /е/ были мягкими (вече, тесто, серый, река и пр.).

Произношение твердых согласных перед /е/ остаётся:

а) в выражениях, которые нередко воспроизводятся средствами латинского алфавита(де-факто, де-юре);б) в словах, обозначающих реалии зарубежного быта(коктейль, констебль, коттедж);в) в терминах(гротеск, сепсис, модерн, антитеза);г) в собственных именах(Вольтер, Лафонтен, Монтень, Гёте).

В давно заимствованных словах согласный перед /е/, как правило, смягчается, ср. выше: берет, музей, тенор и др.В последнее время под влиянием большого числа английских заимствований происходит процесс отвердения и когда-то уже смягчённых русским языком согласных перед /е/ в иноязычных словах, см. в словарях ХХI в. рекомендуемое твердое произношение слов (бактерия, претензия, темп, тест), которые в середине ХХ в. произносились мягко. Не вызывает проблем произношение слов, в которых после согласных пишется э: мэр, пленэр, пэр, рэкет, сэр.

2. Нет лишних согласных звуков (и букв) в словах:

ДЕРМАТИН, ИНТРИГАН (КА), ИНЦИДЕНТ, КОМПРОМЕТАЦИЯ, КОМПРОМЕТИРОВАТЬ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ, КОНСТАТИРОВАТЬ, НАСМЕХАТЬСЯ, ПОСКОЛЬЗНУТЬСЯ, ПОЧТАМТ, ПРЕЦЕДЕНТ, ЭСКОРТ, ЮРИСКОНСУЛЬТ, ЯСТВА (от ЯСТИ = ЕСТЬ).

3. Пишем чт, а читаем /шт/ в слове что и производных от него (чтобы, ни за что, ничто). Исключения: нечто, ничтожный, уничтожить.

Основные нормы произношения гласных

1. Необходимо запомнить правописание и произношение следующих слов:

Е Ё (всегда под ударением)

бытие бытьё

житие житьё

афера остриё (но: на острие)

забредший безнадёжный

отцветший принёсший

иноплеменный (ник) новорождённый

недоуменный осуждённый

многоженец многожёнство

двоеженец двоежёнство

гололедица манёвры

оседлый, оседлость наёмник

опека свёкла

крестный (ход) крёстный (отец)

истекший (период) истёкший (кровью)

желоба жёлоб

жернова жёрнов

В некоторых случаях возможны варианты: жёлчь – желчь, белёсый – белесый, поблёкнуть – поблекнуть и др. (см. орфоэпические словари).

2. Безударное /о/ произносится четко в следующих словах: радио, боа, модерн, вето, рококо, барокко, оазис, бомонд, бонтон, бонвиван и др.

3. Без /й/ читаются слова: проект, проектный, проектировщик, проектировать, пациент.

4. Нет лишних гласных звуков (и букв) в следующих словах:

БЕССРЕБРЕНИК, БУДУЩИЙ, СВЕДУЩИЙ (но: следующий), ДИКОБРАЗ, ПЕРТУРБАЦИЯ, ПИРОЖНОЕ, УЧРЕЖДЕНИЕ, ЧРЕЗМЕРНЫЙ, ЧРЕЗ-ВЫЧАЙНЫЙ

5. Необходимо запомнить гласные в словах:

обуслОвливать оспАривать

приурОчивать одАлживать

отсрОчивать (приговор) отстрАчивать (воротник)

отсрОченный (приговор) оплАчено

отстрОченный (воротник) плАтит (и производные)

сосредотОчивать оплАчено

уполномОчивать услАвливаться

УПРАЖНЕНИЕ 1. Перепишите, обозначив букву ё; показав твердое или мягкое произношение согласных перед е; произношение /чн/ или /шн/ (см. словари). Укажите варианты произношения, прочитайте правильно.

Афера, бизнесмен, белесый, блеклый, бревенчатый, буриме, бутерброд, бытие, взяточник, гренадер, двоеженец, дебют, дегенерат, декада, декольте, детектив, детектор, дефис, дефолт, жердочка, законопроект, издевка, интерьер, конечно, кофе, крем, Кузьминична, маневр, менеджер, нечто, новорожденный, опека, оседлость, осужденный, партер, пастель, паштет, поблекший, прачечная, принесший, проектный, пустячный, рейс, рейтинг, реквием, свекла, свитер, сердечный, сессия, скворечник, скучно, тезис, темп, тенденция, тенор, теология, термин, терминал, терроризм, фанера, фланель, Фоминична, шинель, шлем, шерстка.

УПРАЖНЕНИЕ 2. Вставьте пропущенные буквы.

Пл. тишь, упл..чено, запл. чено, недопл. чено, перепл. ченный, припл. -ченный, од. лживать, отср. чивать, присв. ивать, приур. чивать, обусл. вли-вать, удост…ивать, затр…гивать, уполном…чивать, захл…пывать, приур…чивать, узак…нивать.

Акцентологические нормы

— Человека выдают два обстоя-тельства: если он неправильно ставит ударение в словах (с этим у тебя всё в порядке) и задаёт глупые вопросы – так ты будешь помалкивать!

(из к/ф «Москва слезам

Не верит»)

Характеристика русского ударения

1. Разноместное – в разных словах ударение падает на разные слоги:

КОмпас – добЫча – докумЕнт.

2. Подвижное – в формах одного и того же слова ударение может перемещаться: головА – гОловы, гОрод – городА и т. д. В некоторых словах русского языка ударение неподвижное (см. ниже).

3. Может различать слова: дУхи – духИ, острОта- остротА, пАрить – парИть, зАмок – замОк; формы слов: стЕны – стенЫ, Окна – окнА и под.

4. Может создавать акцентологические варианты: твОрог – творОг, пЕтля – петлЯ.

В сложных словах русского языка ударение может быть основным и добавочным: четырЁхэтАжный, лавИнообрАзный. В некоторых словахвозможно несколько добавочных ударений: АэрофОтосъЁмка, гОрвОдоканАл.

Источник: infopedia.su

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Funkyshot.ru